Новости о неприятностях с законом Валерии и Артема Чекалиных поступают в эти дни с регулярностью. Второго октября стало известно о допросе по новому уголовному делу Артема Чекалина, затем об обысках в доме Лерчек, потом о ее допросе, а позднее — о задержании бывших супругов на 48 часов.
Поздно вечером 3 октября в официальном Telegram-канале прокуратуры Москвы появилось сообщение о том, что Чекалиным, а также «их бизнес-партнеру предъявлено обвинение по п. „а, б“ ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (валютные операции по переводу денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет одного нерезидента с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода, в особо крупном размере, организованной группой)».
Следователи полагают, что пара продавала россиянам онлайн-марафоны, платежи проходили через банк в Дубае, возможно — по фальшивым документам. Сумма незаконно выведенных из России средств оценивается в 250 млн рублей.
По неподтвержденным данным, «сдал» Чекалиных некий бывший сотрудник, обиженный на выплаты при увольнении. Также СМИ писали, что саму схему незаконного вывода средств придумал Артем Чекалин, который для ее осуществления регулярно посещал ОАЭ.
В надзорном ведомстве сообщили, что вскоре документы поступят в суд для избрания обвиняемым меры пресечения. Впрочем, юристы полагают, что до заключения их в СИЗО дело не дойдет — поскольку речь идет о нарушениях при ведении предпринимательской деятельности, суд может ограничиться домашним арестом или запретом определенных действий.
За полтора года это уже третий эпизод, когда правоохранительные органы заявляют о претензиях, связанных с бизнесом некогда одних из самых успешных инфлюэнсеров страны — число подписчиков аккаунта Лерчек в Instagram (запрещен в России, принадлежит признанной экстремистской компании Meta) превышает 10 млн, она занимала четвертое место в рейтинге популярных блогеров, продавала собственные марафоны и владела брендом косметики.
В марте 2023-го супругов обвинили в уклонении от уплаты налогов, а также в отмывании денег. Как оказалось, Лерчек, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, использовала упрощенную схему налогообложения, хотя доходы от продажи ее марафонов значительно превышали установленный для такой формы отчетности лимит в 150 млн рублей. Для ухода от налогов она организовала «дробление» бизнеса — при пособничестве мужа и других родственников, открывших расчетные счета на свои ИП. Сумма неуплаченных в государственную казну средств превысила 300 млн рублей. Однако блогеры погасили долг перед налоговой, оплатили штрафы и пени (всего более полмиллиарда рублей) — и дело закрыли.
Впрочем, на взгляд следователей, на этом допущенные супругами нарушения не заканчивались — второе уголовное дело, возбужденное в отношении четы, касалось отмывания денежных средств, добытых неправомерным путем: якобы они обменяли более 130 млн рублей на валюту, которую перевели на счета ряда ИП. К марту 2024 года стало известно о закрытии данного дела «в связи с отсутствием в деянии состава преступления». За Лерчек признали право на реабилитацию.
Однако судебные перипетии разрушили казавшийся счастливым и прочным брак Чекалиных. Хотя, судя по высказываниям блогерши, они пытались сохранить отношения.
«Любимые, у нас сложный период, но мы стараемся. Я попрошу просто поддержать, но ничего не говорить. Только подумайте, что мы пережили, когда тебе грозит тюрьма, уголовные дела, долги, нет работы, того, что всегда сплачивало», — писала в соцсетях Валерия Чекалина.
Однако чуть позднее ее муж порассуждал о разводе публично — в шоу «Это нормально?» на телеканале ТНТ: «Если мы разведемся вдруг, естественно, не будем вместе жить. Кто накосячит и захочет уйти, тот и уйдет».
Не спасло семью даже наличие троих детей. Через год после возбуждения первого уголовного дела пара подала на развод. Главной неожиданностью, однако, стало не это, а известие о том, что Артем Чекалин в рамках бракоразводного процесса захотел взыскать с супруги 1 млрд 250 млн 968 тыс. рублей, а также автомобиль Bentley Continental.
Но через пару месяцев мужчина сообщил, что все вопросы удалось решить полюбовно, а 11 июня суд поставил точку в брачных отношениях Артема и Валерии.
«Из всего, что было в моей жизни, самое страшное — это разрушение семьи. Для меня это внутренне. На данный момент в моей жизни это было самое тяжелое испытание. Потому что это душа, это чувства, это что-то такое непонятное необъяснимое, от чего тебе плохо — и ты ничего не можешь с этим сделать. Деньги можно и заработать, но любовь за деньги не купишь», — рассуждал тогда Чекалин.
Впрочем, уже через месяц в его соцсетях стали появляться фотографии с новой избранницей. СМИ быстро раскрыли имя спутницы инфлюэнсера — Надя Сенатская. Девушке 24 года, и на ее страничке уже появилось фото страстного поцелуя с человеком, одетым в ту же одежду, которая была в тот день на Артеме Чекалине.
Между тем Лерчек уверяла, что ее ценности сильно поменялись.
«Меньше фокус на материальное, больше времени на семью, на друзей, на общение. Раньше мне действительно хотелось: „Ой, круто было бы личный самолет“. Да на фига это мне нужно?.. Я была такой денежной машиной, которая с утра до вечера только и делала, что работала и думала: „Так, как бы еще больше заработать, как бы достигнуть эту цель, эту цель, эту цель…“», — отмечала Валерия Чекалина.
Ее опасения, что после уголовного преследования интерес к ней пропадет, не подтвердились: Лерчек раздала множество интервью и поучаствовала в ряде развлекательных шоу. Также СМИ удалось заснять ее на свидании с тренером по танцам, аргентинцем Луисом Сквиччиарини, с которым, похоже, блогершу связывают нежные отношения.
Елена Дудина