Posted 1 октября, 17:28
Published 1 октября, 17:28
Modified 1 октября, 17:28
Updated 1 октября, 17:28
Недавнее исследование РАНХиГС показало, что родители отдают детей в негосударственные образовательные учреждения в первую очередь ради высокого качества образования. В числе других озвучиваемых причин — дружелюбная атмосфера в классах, применение современных технологий и методик обучения, разнообразие преподаваемых дисциплин.
Расчеты, произведенные на основе статистических данных Минпросвещения, показали, что с 2016 по 2023 год включительно количество учеников в частных школах стабильно росло. Увеличивалась и их доля относительно общего числа школьников: если в 2016 году она составляла 0,73%, то в 2023-м — уже 1,14%.
Однако нынешний тренд автоматически высвечивает две важнейшие проблемы.
Первая — очевидное ухудшение, а порой и откровенная деградация государственной системы среднего образования. Качество преподавания ощутимо падает, по всей стране наблюдается тотальный дефицит педагогов. Десятки регионов России уже столкнулись с нехваткой школьных учителей. Слишком мало преподавателей математики, русского языка и литературы, иностранных языков, физики, даже логопедов и педагогов-психологов. Ключевая причина сокращения числа педагогов в образовательных учреждениях — высокая нагрузка и неравномерные зарплаты.
Отдельный фактор — буллинг, который, несмотря на регулярные обсуждения и яркие инициативы, из современных российских школ никуда не делся. Не секрет, что многие родители переводят своих детей в частные учебные заведения именно в надежде спастись от психологической и физической травли.
Не стоит сбрасывать со счетов и проблему чересчур агрессивной «патриотизации»: к сожалению, попытки привить патриотизм подрастающему поколению подчас обретают причудливые, если не сказать уродливые формы. Причем к любви к родине эти чиновничьи экзерсисы, как правило, отношения практически не имеют.
Однако и негосударственные школы сегодня — это отнюдь не оазис посреди жестокого мира, как некоторым может показаться. Все чаще приходится встречать информацию о том, что частники, почувствовав конъюнктуру, начинают создавать «шараги», которые к сфере образования имеют более чем опосредованное отношение. Как по мне, культура частного школьного образования у нас пока не создана: эту нишу все чаще занимают или откровенные аферисты, решившие подзаработать, или дилетанты. И это — вторая проблема.
Получается, что родители, заинтересованные в том, чтобы их дети получи ли качественное образование, освоили soft skills и социализировались в дружелюбной среде, оказываются в сложной ситуации. Потому что других школ у нас для вас нет. Во всяком случае, пока.
Илья Гращенков, политолог