Posted 26 сентября, 16:25
Published 26 сентября, 16:25
Modified 26 сентября, 17:26
Updated 26 сентября, 17:26
Прошли времена, когда работу курьера воспринимали как дополнительный заработок для студентов. Сегодня большинство доставщиков — взрослые люди. Некоторые рассматривают свою занятость как временную, другие задерживаются в этой сфере на несколько лет — их привлекают свободный график, простота оформления, отсутствие давления начальства и довольно приличный заработок. Однако, как водится, есть в работе и свои подводные камни. Некоторые — достаточно серьезные.
По данным платформы онлайн-рекрутинга HH.ru, средняя зарплата российских курьеров достигла 110 тыс. рублей в месяц. Больше всего готовы платить в сервисах «Купер», «Перекресток Впрок», Ozon Fresh. магазине «ВсеИнструменты.ру», доставках еды PizzaSushiWok и «Бургер Кинг», «Тануки», «Dostаевский».
На момент написания статьи в описании размещенных на HH.ru вакансий курьерам «Достависты» в Петербурге предлагалось 105—159 тыс. рублей на руки, службы «Курьер» — до 191 тыс. (за легкие посылки до 2 кг), «Самоката» — 105 —159 тыс. (водителю курьеру — до 200 тыс.), «Магнита» — 105—159 тыс., «Маркет Деливери» — до 120 тыс., «Яндекс Еды» — до 120 тыс., Wildberries/OZON — 120-160 тыс., «ВкусВилла» — 150—210 тыс.
Традиционно выше доход могут получить велокурьеры или курьеры на автомобилях, которые успевают сделать больше доставок.
Больше всего вакансий курьеров открыто в сервисах доставки. И именно там есть полная свобода для выбора подходящего графика. Процесс трудоустройства предельно прост: например, чтобы устроиться курьером в «Яндекс Еду», достаточно получить форменную амуницию и термосумку, подписать несколько документов и скачать приложение на телефон.
Впрочем, доставщики востребованы не только в компаниях-гигантах, но и в небольших организациях. Однако чаще всего они хотят нанять сотрудника на полный рабочий день. Правда, не всегда выходить на службу нужно ежедневно — например, корреспонденцию накапливают, а доставлять ее требуют раз-два в неделю. Там же, кстати, часто можно устроиться на работу по трудовой книжке, в то время как сервисы обычно оформляют сотрудников как самозанятых, которым нужно платить налоги самостоятельно, и реже по ГПХ.
В штат также обычно трудоустраивают водителей-курьеров логистических центров и сотрудников службы экспресс-доставки. К таким работникам предъявляют повышенные требования: например, требуют от кандидатов знания города или наличия определенного водительского стажа.
Особенность работы курьером в сервисах доставки в том, что они сами определяют, сколько готовы работать, а от этого зависит и доход.
«Первое время человек делает много ошибок — опаздывает с выходом на смену, взяв плановый слот, или выбивается из отведенного на доставку времени, забывает нажимать нужные кнопки в приложении, плохо коммуницирует с поддержкой. Все это влечет наложение штрафов», — рассказал «РосБалту» курьер «Яндекс Еды» Антов Миронов.
По его словам, когда курьер входит в рабочий ритм, его обычный заработок за час составляет около 250-300 рублей.
«Могу сказать, что это средний заработок пешего курьера в большинстве сервисов. К нему плюсуются коэффициенты, они могут быть и больше, и меньше. Если ты не зарабатываешь 3,5-4 тыс. рублей за плановый слот в 12 часов, то что-то идет не так», — пояснил собеседник «РосБалта».
При работе пять дней в неделю по 12 часов за месяц выходит не столь высокая сумма, как заявлено в объявлениях — около 80 тысяч рублей (без учета чаевых и штрафов — а это история непредсказуемая). Однако курьеры работают и шесть, и семь дней в неделю. Также значительно повысить доход позволяет работа в праздники, новогодние каникулы и в плохих погодных условиях. Иногда компания устанавливает индивидуальные бонусы в несколько тысяч рублей, получить которые можно, доставив определенное количество заказов. Распространены и реферальные программы, при выполнении условий которых деньги получат и поделившийся ссылкой человек, и его протеже.
«У меня случались месяцы, когда я зарабатывал и 180, и 220 тысяч — это правда. Однако в то время я передвигался не пешком, а на электровелосипеде, и дело было в декабре–январе. В „хлебные“ периоды за день можно поднять недельный заработок. Однако я знаю людей, которые идут в курьеры ради подработки: они берут свободные слоты, работают по несколько часов, получая условные 40 тысяч», — поделился молодой человек.
Электросамокаты и велосипеды (их иногда берут в аренду) позволяют развозить больше заказов и выдерживать достаточно жесткие лимиты по времени доставки, устанавливаемые сервисами. А лучше всех зарабатывают автокурьеры — именно они наиболее близки к желаемым 180-200 тыс. рублей в месяц при работе по 12 часов в день.
Работу курьера, особенно пешего, легкой не назовешь: сбитые и гудящие ноги, боли в спине, простуды становятся его постоянными спутниками.
«Не всегда удается найти общий язык с поддержкой, чтобы не нарваться на штрафы. Например, я попадал на клиентов, которые уверяли, что они не получили заказ, который предусматривал дистанционный формат передачи. Проще говоря — его нужно было оставить у двери. И доказать поддержке тот факт, что я его привез, мне не удалось. А штраф был существенный. С тех пор я фиксирую такие доставки на видео, а также записываю звонок клиенту. Бывает, что приложение глючит, телефон садится в самый неподходящий момент (обязательно нужно иметь в запасе пауэрбанк). Есть и приятные неожиданности — если человек не открывает дверь, не отвечает на звонки курьера и поддержки, заказ аннулируется, а его содержимое достается доставщику», — поделился собеседник «РосБалта».
За различные нарушения «карму» курьера могут понизить, а когда сгорят все три сердечка, последует временная блокировка, после которой свой уровень снова придется зарабатывать, выполняя заказы с полным соблюдением стандартов сервиса.
«Бывают ситуации, когда ресторан не успевает собрать заказ — и ты теряешь время и деньги в ожидании. И приходится разбираться с поддержкой, просить отменить заказ. Не всегда это проходит бесследно. У меня, например, есть такая проблемная чайхана на Ваське — там я пару раз терял чуть ли не по часу. Еще одна засада: иногда плановый слот подходит к концу — и ты получаешь дальний заказ. Раньше я все равно выполнял такие заказы, перерабатывая, иногда из последних сил. Теперь я знаю, что можно и отказаться — главное, чтобы такие ситуации были редкими, тогда никаких мер не принимается», — рассказал петербуржец.
Есть тонкости и с выплатами. В некоторых сервисах они ежедневные, в других применяется более сложная система. Например, в «Яндекс Еде» перечисляют раз в неделю на банковскую карту (тогда же становится доступен отчет, в котором расписаны проведенное на слотах время, количество доставленных заказов, доплаты, чаевые и корректировки). Самозанятые часть средств получают на следующий день, а остальную сумму — раз в неделю.
«Идти в курьеры стоит, это неплохая возможность заработка в графике, который ты можешь сам составить и скорректировать. Но нужно трезво оценивать свои силы, понимать, что приличные деньги можно получить, если прилагаешь большие усилия, что называется — вкалываешь всерьез. Если бы в доставке деньги падали с неба, то, наверное, все бы переквалифицировались в курьеры. Но такого нет», — подытожил Антон Миронов.
Елена Дудина