После заявлений председателя Совета Федерации, сенатора от Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко о том, что в России надо запретить чайлдфри, стало понятно, что принятие соответствующего закона — вопрос времени.
И вот в понедельник правительство дало положительный отзыв на проект депутата от «Единой России» Эльвиры Аиткуловой, которая предлагает административно наказывать за пропаганду отказа от деторождения. Председатель Госдумы Вячеслав Володин отмечает, что штрафы за соответствующие проступки будут установлены в размере от 400 тыс. до 5 млн рублей, а провинившихся иностранцев придется выдворять из России.
Спикер ГД назвал зло, которому предстоит противостоять, «идеологией бездетности». Но если присмотреться к западному явлению, называемому «чайлдфри», то создается впечатление, что оно абсолютно внеидеологично. Женщины, которые его придерживаются, подвергаются в обществе стигматизации, и поэтому объединяются в группы, чаще всего виртуальные. И общее у них только одно — что они не хотят рожать детей. А вот причины этого могут быть разные. От личных до глубоко философских.
Одной из, скажем так, популярных причин становится климатический кризис и нежелание приводить на планету, которая, по их мнению, погибает, новое поколение. Речь про эдаких последователей одержимой шведской активистки Греты Тунберг и «экошизу», которая в знак протеста поливает томатным супом выдающиеся произведения искусства в музеях и приковывает себя к чему только можно.
Однако для России подобная активность совершенно чужда. Наши протесты по теме охраны природы связаны с вырубкой деревьев или свалками на месте зон отдыха. И никакого места тому, что депутаты назвали «идеологией бездетности» тут нет.
Зато в России налицо другие проблемы, которые не способствуют деторождению. Теперь многие юристы полагают, что вместо их решения, государство будет наказывать тех, кто попытается это обсуждать.
В первую очередь, очевидны проблемы нехватки денег или жилой площади, когда в двухкомнатной квартире проживает так называемая «многопоколенная семья» (на официальном уровне признанная традиционной ценностью). Не стоит забывать и про неумолимый процесс урбанизации, который во всем мире является сдерживающим многодетность фактором.
Вызывает вопрос, почему депутаты не озаботились тем, что согласно итогам переписи населения, 40% семей в России состоят из одного человека. За 20 лет число таких домохозяйств выросло вдвое. Причем, интересно то, что большинство «моносемей» создаются людьми трудоспособного возраста, а не пенсионерами. Причем, в крупных городах цифры еще более впечатляющие — в Москве таких 67% от общей численности населения, а в Санкт-Петербурге — 64%.
Минтруд объясняет эту тенденцию тем, что люди стали позже вступать в брак, что тоже сокращает возможность деторождения.
Кстати, полных семей, где есть несовершеннолетние, в России всего 20,7%. В то же время дети есть в большем числе семей, однако часть из них воспитывается в тех, которые в народе прозвали «однополыми» — это когда есть мама, бабушка, да кошка. Это тоже создает проблемы, ибо у детей отсутствует необходимый пример традиционной семьи.
Тут можно предположить, что неполные семьи зачастую возникают из-за стесненных жилищных условий, когда мужчина не выдерживает жизни с тещей и не имеет возможности съехать от нее не один, а вместе с женой и детьми. Просто потому, что невозможно заработать на отдельное жилье в несколько комнат.
В больших городах сейчас настоящий бум на квартиры для одного человека, который застройщики в условиях рынка успешно удовлетворяют. Самая маленькая квартира России находится в Санкт-Петербурге, ее площадь составляет 6,5 квадратных метра. Риэлторы говорят, что купить ее можно недорого — «всего» за 1,95 млн рублей. То есть квартира в два раза «просторнее» будет стоить уже как минимум 4 млн рублей. Понятно, что проживать в таких условиях будут те, кого депутаты наверняка сочтут «чайлдфри».
Поэтому возникает логичный вопрос — можно ли после принятия закона будет говорить о том, что нежелательно рожать в крошечных квартирах, потому что дети там будут расти в совершенно жутких условиях?
Конечно, есть люди, которые отказываются заводить детей не из-за материальных проблем, а по принципиальным соображениям. Но практика показывает, что общество само борется с этим явлением без необходимости ужесточать законодательство, причем, часто делает это довольно резко. У нас все-таки люди настроены довольно консервативно, поэтому бездетная женщина чаще всего подвергается осуждению даже со стороны ближайших родственников. Печально, что в стигматизации порой участвуют и врачи, в том числе, «награждая» женщин, беременеющих после 30-35 лет, ужасным ярлыком «старородящей». В такой ситуации никакие штрафы не станут более весомым наказанием, чем негативная общественная реакция. Скорее, наоборот, — государство должно мотивировать рожать не кнутом, а пряником, то есть созданием условий для саморазвития и самореализации женщин с маленькими детьми.
Впрочем, похоже, что Госдума оценивает свою законодательную эффективность, исходя из количественных показателей. Осеннюю сессию этого года депутаты явно планируют посвятить борьбе за традиционные ценности. Возможно даже, что кто-то поддержит высказанную бывшим главой правительства Чечни Муслимом Хучиевым и православным олигархом Константином Малофеевым идею об отказе от изучения в школе теории Дарвина.
Кроме того, в стенах парламента уже разгорелась дискуссия о том, что делать с квадроберами (детьми, которые изображают животных). Некоторые депутаты возмущаются тем, что подсевшие на эту субкультуру недоросли ходят в туалет в лоток. Впечатлившись таким поведением, депутат от «Справедливой России» Яна Лантратова предложила все это «безобразие» запретить, а Светлана Бессараб от «Единой России» считает, что прежде всего нужно штрафовать родителей детей-квадроберов.
Но зря депутаты не задаются вопросом, почему же в России так легко прижилась эта западная молодежная субкультура (в отличие, кстати, от чайлдфри)? Почему детей так все достало, что они стремятся уйти в мир грез и фантазий, стать котиками и собачками? И что нужно сделать законодателям, чтобы в придуманную реальность не начали сбегать еще и взрослые?
Кирилл Шулика