Да и сам храм по своей архитектурной форме, цветам и фрескам тоже как будто вдохновлен архитекторами из мира Вахи. К тому же там много символизма: пропорции храма основаны на числах, которые ассоциируются с великой победой во Второй мировой войне. Ступени из переплавленного оружия вермахта, фреска Богоматери, перекликающаяся с Родиной-матерью. В общем, такое «боевое православие», черпающее вдохновение в старой христианской традиции военных орденов, а вместе с ними — рыцарей, паладинов и всего того, на чем и базируется мир игрового косплея.
Схожая эклектика образов свойственна технофэнтезийной вымышленной вселенной Warhammer. Игра была создана как переработка научной фантастики, мира Толкина и исторических параллелей. Действие происходит в далеком будущем, где несколько враждующих сторон, в том числе Империум Человечества, противостоящие ему инопланетные цивилизации и потусторонние силы, ведут на просторах Галактики бесконечную войну, используя как футуристические технологии, так и магию. Собственно, прародителем такой вселенной выступил писатель Толкин, который, будучи участником войны, позже спроецировал борьбу между силами добра против сил зла.
Но мир, описанный во «Властелине колец», был не слишком динамичным для шоу-культуры конца XX века, и потому очень скоро обогатился образами из других фэнтези-реальностей. Например, реальная историческая канва про рыцарей-паладинов (берущих начало от франкского императора Карла Великого) обрела новое дыхание в образах компьютерных игр вроде Heroes of Might&Magic, а оттуда перекочевала в реальность. Я уже писал о том, что вчерашние ролевики и просто любители RPG сегодня стали взрослыми людьми, многие из которых помогают воссоздавать фантазии своей юности в реальной жизни. Эти фэнтезийные миры — больше не просто субкульутра, а вполне себе культурный код, состоящий из образов и символов, на глубоком уровне вошедших в повседневность.
Мир фэнтези — это не только визуальные образы, но еще и определенные идеологии. И когда в реальности были разрушены старые идеологические конструкты — СССР и «социалистический строй» на Востоке и гуманистический либерализм на Западе, — их место стали занимать различные косплеи, для которых оказалась характерной та же эклектика, что и в мире Warhammer. Постмодернистское переосмысление всего на свете проецируется на наше русское поле экспериментов не хуже, чем это происходит во всем мире.
Если вспомнить войну в Югославии, то бойцы из Сербии и Хорватии вовсю копировали Рэмбо из одноименного фильма. Нацистская Германия вдохновлялась мифом о короле Артуре, песней о нибелунгах и древнеримской эстетикой, а фашистская Италия — символизмом Данте Алигьери. Так что мои рассуждения о вечной распре Гвельфов и Гибеллинов вполне вписываются в ту самую теорию мирового косплея всех времен и эпох.
Кстати, в этом смысле Советский Союз старался не плестись в хвосте мифа, а придумывать собственные. Согласно стадиальной модели — придумывая продуктивные идентичности, вроде тех же братьев Стругацких с их Миром полудня. Современная Россия через Перумова, Лукьяненко и других фантастов пошла по пути встраивания в логику толкиновского нарратива и глобалистского мира фэнтези с его же эклектикой, периодически пытаясь переосмыслить лишь посыл: кто настоящее добро — эльфы Запада или орки из родной Орды? В РПЦ посчитали, что «хорошие парни» — это все-таки не орки, и потому решили вдохновиться образами Империума. И такое позиционирование России в мире 40k многое объясняет.
Илья Гращенков, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»