Posted 19 сентября, 04:30
Published 19 сентября, 04:30
Modified 19 сентября, 04:30
Updated 19 сентября, 04:30
Уже очевидно, что изменение климата влечет за собой не только отрицательные, но и положительные последствия, во всяком случае, для России. Температура в Арктике постепенно повышается, что делает этот регион более доступным для развития судоходных путей, добычи нефти и газа, а также рыбного промысла.
Контекст. Стратегическое значение Северного Ледовитого океана растет на глазах, в связи с чем в мире резко активизировалась «ледокольная гонка». Основными игроками в ней выступают Россия, Канада, Финляндия, Швеция и Соединенные Штаты, причем наша страна лидирует, обладая флотом из примерно 40 ледоколов, а США занимают последнее место, имея всего два подобных судна.
22 июля этого года Пентагон опубликовал обновленную стратегию по Арктике, в которой говорится, что ввиду геополитических и климатических изменений США начинают рассматривать Заполярье как «арену стратегического противостояния». (Подробнее читайте в статье «Запад пугают „боевые ледоколы“, строящиеся в Петербурге»).
Неудивительно, что аналитические центры в США подняли тревогу по поводу отставания от России в таком важном регионе планеты. Ситуацию обостряет тот факт, что в настоящее время оба ледокола, которые эксплуатируются Береговой охраной США, считаются устаревшими. Недавно на одном из них произошел пожар, из-за которого судну пришлось отказаться от ежегодного летнего патрулирования Арктики. При этом американская судостроительная промышленность не занималась проектированием и строительством тяжелых ледоколов более полувека.
Рассуждая о том, что самый интенсивный период геополитической конкуренции со времен «холодной войны» требует от Вашингтона «восстановления атрофированных мышц», агентство Bloomberg подчеркивает, что США крайне необходимо восстановить паритет по количеству полярных ледоколов. При этом общая потребность в судах такого типа в течение следующего десятилетия оценивается в 70–90 единиц.
Сейчас американцы привлекают к решению этой задачи своих союзников — США подписали трехстороннее соглашение с Канадой и Финляндией, известное как Пакт ICE, подразумевающее совместное производство ледоколов.
Американский экономист Далип Сингх, ранее работавший в администрации президента США Джо Байдена и которого называют «архитектором антироссийских санкций», подчеркивает необходимость «уравновесить активность России и Китая по эксплуатации арктических судоходных путей, открывающихся в результате таяния полярных льдов». По его оценке, Северный морской путь (СМП) способен стать реальной альтернативой загруженным морским грузовым коридорам, пролегающим через Суэцкий и Панамский каналы, а также потенциально представляет интерес для прокладки подводных кабелей разного назначения.
«США получат сразу три преимущества, если смогут начать массовое строительство ледоколов в рамках Пакта ICE. Во-первых, они оживят способность к инновациям и масштабному производству в ключевом промышленном сегменте. Во-вторых, защитят национальную безопасность и смогут проецировать свою мощь в ключевом геостратегическом регионе. Наконец, в-третьих, укрепят своих союзников и партнерские отношения с ними, выполняя эту сделку», — говорит Сингх.
Китайская Народная Республика вовсе не случайно упоминается американцами наряду с Россией при обсуждении ситуации в Арктике. Хотя у Китая нет прямого выхода к Заполярью, он объявил себя «приарктическим государством», подчеркивая особую заинтересованность в этом регионе.
По сообщениям западных СМИ, Китай изучает варианты строительства глубоководного порта на западном конце Северного морского пути. Одним из вариантов называется норвежский Киркенес, как ближайший к Севморпути город с беспрепятственным доступом к европейским рынкам.
«Таяние морских льдов превратило норвежский Киркенес в главный приз в амбициозных планах Пекина закрепиться в Арктике», — пишет Bloomberg, отмечая, что этот город, расположенный между Финляндией и Россией, может стать ключевым пунктом перспективного полярного судоходного маршрута, связывающего КНР с Европой.
Тем не менее, хотя китайские компании дали понять, что способны сделать Киркенес крупнейшим портом в Северной Европе, Норвегия, как член НАТО, опасается передавать Пекину какой-либо контроль над объектами, которые могут иметь стратегическое значение.
Тем временем в Китае разработан проект ледокола нового поколения, строительство которого начнется в 2025 году. Как рассказал китайскому государственному англоязычному изданию Global Times главный конструктор первого китайского исследовательского ледокола Xuelong У Ган, после успешной разработки тяжелого ледокола Китай сможет круглый год присутствовать в полярных водах.
Кроме того, минувшим летом новейшее китайское научно-исследовательское судно Jidi прибыло в город Гуанчжоу. Как сообщается, оно должно начать свои первые научно-исследовательские миссии до конца этого года.
Российские власти заявили о готовности существенно активизировать сотрудничество с Пекином в Заполярье. При этом наша страна самостоятельно наращивает свое присутствие в этом регионе. Президент РФ Владимир Путин, выступая 5 сентября на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ-2024), отметил, что объем грузовых перевозок по Северному морскому пути вырос в пять раз по сравнению с советским временем и уже превысил 36 млн тонн.
«Россия располагает уникальным ледокольным флотом, уникальным. У нас 34 дизельных ледокола разного класса, уровня. И семь действующих атомных ледоколов. Четыре строится, точнее строится уже три, и четвертый сейчас в начале 2025 года будет заложен. Это, значит, семь плюс четыре — одиннадцать», — рассказал Владимир Путин (цитата по агентству ТАСС).
По словам главы государства, развернут масштабный план развития Северного морского пути — ведется не только строительство ледоколов, но и развивается спутниковая группировка, укрепляется береговая инфраструктура, сеть аварийно-спасательных центров.
В начале сентября атомный ледокол «Урал» в районе Восточно-Сибирского моря провел караван из двух судов — балкера Smoke и крупного контейнеровоза New New Star. «Впервые в акваторию Северного морского пути вошел контейнеровоз таких размеров (длина — 231 м, ширина — 32 м)», — говорится в сообщении пресс-службы Атомфлота.
Протяженность маршрута ледокольной проводки составила 150 морских миль. После завершения операции балкер Smoke самостоятельно отправился в Мурманск, а контейнеровоз New New Star — в Санкт-Петербург.
Михаил Макаров