Илья Гращенков: Вольный рынок маркетплейсов в России подходит к концу

Илья Гращенков: Вольный рынок маркетплейсов в России подходит к концу

19 сентября, 17:46
Wildberries национализируют, конечно. Но только для того, чтобы впоследствии передать более правильному собственнику.

Разумеется, делать из хаотичной, но все же эффективной компании WB вторую «Почту России» — занятие довольно бессмысленное. Да и российская экономика уже давно скрипит под нагрузкой госкорпораций, время от времени заикаясь о новой волне приватизаций.

Однако верно то, что вольный рынок маркетплейсов подходит к концу. Государству была нужна своя площадка, но Ozon с его четко выстроенной «мужской» организаций изначально казался более крепким орешком, чем WB с его «женской» хаотичной структурой.

Это не исключает того, что через несколько лет все российские маркетплейсы будут так или иначе входить в государственные структуры. Все-таки общий тренд огосударствления экономики налицо. Поэтому дело WB может оказаться просто первым блином, который, как всегда, вышел комом.

Тут и возникает главный вопрос. Кого государство определит в ответственные собственники? Если тех, кто сегодня берет офис компании силой, убивая охранников — это один сценарий. Если, как в случае с другими крупными независимыми активами, которые уже давно перекочевали в руки людей, близких к некоторым государственным ФПГ, — другой.

В первом случае нас действительно ждет возвращение в те самые 90-е, только с поправкой на цифровизацию. Во втором есть шанс, что маркетплейсы из территории «серых зон», торговли контрафактом и, по сути, тех самых перестроечных рынков превратятся в площадки с понятными и законодательно оформленными правилами игры.

Илья Гращенков, политолог

#В России #Реакция #Экономика #Национализация #Wildberries #Маркетплейсы
Подпишитесь