Но в чем же дело? Закон вступил в силу 1 сентября прошлого года, а до этого более 10 лет обсуждались предложения по нему. Неужели этого было недостаточно, чтобы вывести идеальную рабочую формулу?
После вышедшего исследования в «Российской газете» уже очевидно, что нет. У регионов нет технических возможностей и персонала для надзора и контроля таксистов. Фактически федеральную задачу отправили на уровень райцентра. Плюс большое количество дополнительных регуляторных требований сверху.
Как итог — одни из самых прогрессивных в мире агрегаторов теряют и водителей, и пассажиров. Искать виноватых не будем, лучше разберемся, что же не работает сейчас практически во всех регионах РФ в этой сфере.
Как написал в письме премьер-министру президент «Объединения самозанятых России» Игорь Жмакин, в России есть 2 модели такси: таксопарки, сдающие машины в аренду в основном мигрантам, и самозанятые россияне. Так вот, закон о такси уравнял в обязанностях эти экономически неравные системы. В итоге из более 600 тыс. самозанятых, зарегистрированных в такси, только 20 тыс. получили разрешение в соответствии с новыми требованиями закона.
Что сделают остальные, не имея возможности оплачивать ежедневные тех- и медосмотры? Правильно, вернутся на нелегальный рынок услуг, а сам агрегатор просто превратится в цифровую диспетчерскую.
Это уже не говоря о том, что регионы стали по факту жить по своим правилам, трактуя новый закон, как хочется и, главное, можется. В большинстве регионов просто нет условий и техники для исполнения всех требований закона. Например, нет круглосуточных пунктов медицинского и технического осмотра. И как быть? Не выполнять закон?
И это все лежит буквально на поверхности. Так что вообще непонятно, почему все эти нюансы и интересы простых мужиков из глубинки на своих авто не смогли учесть за 10 лет обсуждений.
Но теперь в любом случае надо будет менять, если мы не хотим вернуться в нулевые. Или уже?
Рамиль Харисов, политтехнолог, медиатехнолог, автор Telegram-канала «Харисов о политике»