Совет директоров Банка России в пятницу повысил ключевую ставку на 100 базисных пунктов до 19% годовых. Это произошло вопреки прогнозам, что на этот раз финансовый регулятор воздержится от дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) и перейдет к решительным действиям только в следующем месяце.
Как рассказала председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам принятого решения, «на столе» у нее и ее коллег было три варианта: оставить ставку на уровне 18%, до которого она была повышена на предыдущем заседании 26 июля, повысить до 19% и повысить до 20%. Решающее значение при выборе сыграла негативная статистика по инфляции за конец лета.
Набиуллина в очередной раз четко заявила, что Центробанк готов поддерживать жесткие денежно-кредитные условия «столько, сколько потребуется», просигнализировав, что Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании 25 октября. Если дела пойдут именно так, то вполне вероятно, что ЦБ повторит, а затем, возможно, и обновит рекорд весны 2022 года.
Контекст. Максимальным значением ключевой ставки в РФ остается 20% — до этого уровня она была повышена сразу же после начала СВО из-за обвала рынков и введения санкций против крупных российских банков, а также самого ЦБ РФ. Однако уже в апреле 2022 года ставку удалось снизить до 17%, а в сентябре она упала до 7,5% и удерживалась на этом уровне почти год — до конца июля 2023-го. Минимальное значение ставки — 4,25% сохранялось в период с 27 июля 2020 до 22 марта 2021 года.
Хотя Банк России планирует уточнить прогноз по инфляции на текущий год только в октябре, уже понятно, что нынешние его параметры (6,5-7% годовых) скорее всего будут превышены. Говоря об этом, Набиуллина заявила: «С темпами роста цен в 6-8% согласиться нельзя». При этом провозглашенной целью ЦБ остается возвращение инфляции к 4% годовых.
Что касается текущего инфляционного давления, то оно остается высоким, поскольку рост внутреннего спроса все еще значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Именно этим аргументируется необходимость дополнительного ужесточения ДКП. «По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2025 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем», — говорится в сообщении пресс-службы Банка России.
«Почему так важно вернуться к 4%, а не смириться с 6-8%? Во-первых, для того, чтобы гарантированно защитить сбережения и доходы граждан от обесценения, во-вторых — только при низкой инфляции будут доступны долгосрочные кредиты. При высокой инфляции такие кредиты, включая ипотеку, будут дорогими для большинства заемщиков, так как в цену таких кредитов включается инфляционная составляющая. В-третьих, когда инфляция значительно выше, чем в странах — торговых партнерах, рубль постоянно ослабляется», — объяснила мотивы действий ЦБ Эльвира Набиуллина.
Опровергая заявления скептиков, она заявила, что Центробанк далек от ситуации, когда повышение ключевой ставки теряет свою эффективность, добавив, что возвращение инфляции к 4% «достижимо» и ЦБ будет идти к этой цели.
«Несмотря на замедление деловой активности, ЦБ все же испугался ускорения инфляции. А все многочисленные рассуждения регулятора, что охлаждение экономики замедлит инфляцию, разбились о новые данные: цены как росли быстрыми темпами, так и растут. Что ж, с фактами не поспоришь. Более того, уже сейчас регулятор признал, что прогноз по росту цен на этот год будет превышен. В результате ЦБ дал жесткий сигнал: допускает возможность (дальнейшего ужесточения ДКП). Напомню, что на истории за таким сигналом всегда следовало изменение ставки в этом направлении. То есть с очень высокой вероятностью ставку снова поднимут в октябре. Скорее будут выбирать шаг повышения: хватит ли до 20% или надо больше. Итог — решение и сигнал жесткие», — отмечает экономист, автор Telegram-канала bitkogan Евгений Коган.
Инфляционные ожидания населения в России растут четвертый месяц подряд. То же самое происходит и с ожиданиями профессиональных аналитиков.
По данным опроса ООО «инФОМ», проведенный по заказу Банка России в августе 2023 года, доля граждан, заметивших сильный рост цен за последний месяц, увеличилась на 3 процентных пункта и достигла 49%. Еще 33% респондентов сказали про умеренный рост цен. В итоге более половины граждан (82%) в августе, как и в июле, фиксировали удорожание товаров и услуг.
Это, вероятно, является одной из причин сокращения до 34% доли людей, имеющих сбережения, говорят социологи. Последний раз такой же низкой эта доля была марте 2022 года. Иными словами, части россиян приходится тратить свои сбережения в связи с нехваткой текущих доходов.
Также рост цен может побуждать людей больше экономить или отказываться от запланированных покупок. Доля таких граждан по сравнению с маем 2024 года увеличилась на 6 процентных пунктов и составила 71%.
Вновь констатировав, что рынок труда остается жестким, а безработица обновила исторический минимум, в ЦБ отметили, что в России сохраняется значительный дефицит трудовых ресурсов, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности. В итоге работодателям приходится заманивать сотрудников «длинным рублем». И хотя рост заработных плат замедлился в последние месяцы, в Банке России подчеркивают, что он «остается повышенным и продолжает опережать рост производительности труда».
В связи с ужесточением ДКП банки поднимают процентные ставки как по вкладам, так и по кредитам. Однако в Банке России полагают, что ситуация пока не пришла к равновесию — высокие ставки по депозитам хорошо мотивируют вкладчиков, но пока недостаточно сдерживают заемщиков.
В итоге общий рост кредитования остается высоким, несмотря на замедление в розничном сегменте. «Ипотечное кредитование замедлилось в результате отмены с 1 июля безадресной льготной ипотеки и роста рыночных ставок. В замедлении потребительского кредитования отражаются как эффекты проводимой денежно-кредитной политики, так и принятые ранее меры. Вместе с тем темпы роста корпоративного кредитования пока остаются повышенными из-за значимого вклада менее чувствительных к рыночным ставкам операций», — говорится в заявлении ЦБ.
Финансовый регулятор рассчитывает, что повышение ключевой ставки «ускорит формирование денежно-кредитных условий, необходимых для роста сберегательной активности и возвращения кредитования к сбалансированному росту». В то же время, как отметила Набиуллина, «шлейф от льготной ипотеки» будет влиять на ситуацию еще полтора-два года.
Отвечая тем, кто продолжает настаивать, что высокие ставки вредят российской экономике, глава Банка России заявила, что устойчивый экономический рост невозможен в условиях высокой инфляции.
Как сообщал «РосБалт», ЦБ РФ в конце августа обнародовал основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025–2027 годы, в которых содержатся четыре сценария развития российской экономики, среди которых есть как позитивный, так и рисковый.
Михаил Макаров