Posted 7 сентября, 04:45
Published 7 сентября, 04:45
Modified 8 сентября, 05:47
Updated 8 сентября, 05:47
Как следует из опроса, проведенного специалистами сервиса проверки и подбора автомобилей «Автокод» и Группы «Ренессанс Страхование», большинство автовладельцев из разных городов страны столкнулись с ростом цен на автозапчасти и ремонт автомобилей. Сильнее всего его ощутили жители Петербурга — 86%. «РосБалт» опросил экспертов отрасли о ситуации на рынке.
Помимо петербуржцев, о существенном подорожании запчастей и услуг по авторемонту заявили москвичи (79%) и жители Краснодарского края (74%). При этом рост цен на автозапчасти оценивается автовладельцами из этих регионов как полуторакратный и более. Сильнее других удорожание стоимости услуг на ремонт машин ощущают жители Новосибирской области, Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинской области и Краснодарского края.
При этом свыше 40% водителей признались, что ездили на неисправном автомобиле, поскольку на момент возникновения поломки не могли своевременно оплатить ремонт. Среди владельцев машин из Петербурга и Ленобласти этот показатель составил 41%. Вместе с тем, 11% участников опроса заявили, что и сейчас передвигаются на машинах с неисправностями. Недостающую для оплаты ремонта сумму они оценивают в 25 тысяч рублей и более.
«Емкость рынка автокомпонентов за пять лет выросла на 21,4%, что свидетельствует о постоянной востребованности автозапчастей и услуг авторемонтных мастерских. При этом увеличение их стоимости можно отнести к общей тенденции рынка», — пояснили «РосБалту в пресс-службе ГК АВТОДОМ.
Примечательно, что все опрошенные «РосБалтом» эксперты отрасли признают факт удорожания стоимости запчастей и услуг автосервисов, однако несколько расходятся в оценке уровня роста цен.
«Если в 2019 году средняя стоимость покраски элемента (работа + материал) в московском регионе была на уровне 7000 — 8000 рублей, то теперь уровень цен поднялся до 10000 — 12000 рублей. Также на расценки на ремонт в автосервисе влияет и необходимость повышения уровня заработной платы сотрудников. В общем, учитывая ситуацию с удорожанием логистики, проблемами с платежами в зарубежные банки, ослабленным курсом рубля и общим уровнем инфляции — подорожание на уровне 10-15% за год выглядит вполне закономерным», — поясняет технический специалист Krauf Автозапчасти Андрей Коромыслов.
По данным пресс-службы ГК АвтоСпецЦентр, средняя цена ремонта и технического обслуживания авто в сервисном центре составляет 9,6 тысяч рублей. Подорожали практически все востребованные комплектующие, однако дефицита нет — официальные дилеры имеют достаточные запасы расходных материалов на складах.
«Однако значительное подорожание оригинальных деталей может спровоцировать рост стоимости технического обслуживания и страховых полисов», — отмечают в АвтоСпецЦентре.
Между тем, как выяснилось, комплектующие дорожают по-разному — в зависимости от брендов и даже конкретных моделей.
«Касательно динамики цен на запчасти, в среднем по портфелю каско рост стоимости с начала года составил 23%, но здесь присутствует очень большая волатильность по брендам (где-то цены не изменились, где-то выросли в два раза и более)», — пояснил «РосБалту» вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.
Из-за ухода иностранных брендов и роста цен на автомобили, россияне стали пользоваться своими авто дольше, а возрастные машины чаще нуждаются в ремонте.
«Увеличенный срок эксплуатации автомобиля создает повышенный спрос на автозапчасти и, соответственно, на услуги авторемонтных мастерских. Рынок реагирует на это повышением цен. Также, влияние оказывает и ситуация с усложнением импорта запасных частей, особенно западных брендов. Это касается как усложнения и удорожания самой логистики, так и ограничений валютных переводов для оплаты поставщикам. Ведь санкции применены не только к автомобилям, но и к автозапчастям. На стоимость услуг по ремонту автомобилей также влияет определенный дефицит специалистов, их приходится привлекать повышенной зарплатой, что двигает вверх и стоимость нормо-часа. Автомобили становятся все более технологичными, и даже их мелкий ремонт требует участия определенных специалистов и специализированного инструмента и оборудования», — пояснил «РосБалту» руководитель отдела развития комиссионных продуктов ГК Альфа-Лизинг Максим Давиденко.
Непросто складывается ситуация в сегменте запчастей для продукции покинувших Россию автопроизводителей.
«Особенно сложная ситуация, в частности, с Porsche, Renault, Nissan, GM. Но гарантированного наличия запчастей по адекватной стоимости нет по большинству брендов — практически с любой маркой возможны проблемы. Стоимость запчастей зависит от сроков поставки (которые могут составлять до нескольких месяцев). В 2024 году усложнился ввоз запчастей по параллельному импорту — любую поставку могут не пропустить на границе, тогда оформляется новый заказ — и сроки увеличиваются. Также сроки зависят от стоимости запчастей — более дорогие предложения чаще доставляются быстрее», — поясняет Сергей Демидов.
Впрочем, у автовладельцев есть выбор — приобрести неоригинальную деталь.
«Стоит отметить, что наибольшую часть предложений по неоригинальным расходникам составляют детали производства Юго-Восточной Азии, преимущественно — Китая. Они успешно заняли нишу ушедших из РФ, ранее хорошо известных на рынке MANN, Knecht, Hengst, Filtron и других. Впрочем, если владельцу дизельного кроссовера BMW X3 2019 года потребуется найти альтернативу недешевому оригиналу, то на рынке есть предложения по расходникам упомянутых топовых производителей, однако их стоимость зачастую будет вплотную приближена к стоимости ОЕМ-комплектующих с маркировкой BMW», — указывает Андрей Коромыслов.
По словам эксперта, в сегменте деталей для кузовного ремонта, дефицита также нет — например, в случае необходимости восстановления авто после распространенного ДТП с повреждением передней части, необходимую запчасть можно приобрести из наличия. Цена, правда, будет высокой. Серьезно ее снизить можно, использовав неоригинальную деталь китайского производства. Это, в частности, послужило причиной разработки изменений в методику расчетов по ОСАГО, допускающих использование аналогов оригинальных запчастей при восстановительном ремонте.
Что касается сложной бортовой электроники, то, несмотря на санкции, ее поставки по-прежнему осуществляются. Правда, если искомая позиция не обнаружится на российском складе, ждать придется несколько месяцев. Так, владельцу условного немецкого кроссовера, нуждающегося в замене блока двигателя, нужно быть готовым не только заплатить около 350 тысяч рублей, но и отложить ремонт до ноября — именно на этот срок сейчас планируется поставка. При этом гарантий, что срок будет соблюден, а цена не вырастет — нет, указывает Коромыслов. Такая ситуация сложилась из-за проблем с логистикой и затруднениями с оплатой счетов из РФ через банки-посредники.
«Примечателен пример владельца спорт-кара Chevrolet Corvette последнего поколения, который столкнулся с неисправностью роботизированной коробки передач: ремонт ее невозможен в принципе, только замена агрегата в сборе. Ему самостоятельно пришлось найти путь для поставки коробки из США, стоимость составила 2,5 млн рублей. При необходимости сложного ремонта владельцы авто многих марок, ушедших из РФ, в ситуации отсутствия официальных централизованных поставок обречены на дополнительные расходы и длительные сроки ожидания», — резюмирует Андрей Коромыслов.
Эксперты солидарны в том, что сегодня ситуация с наличием запасных частей китайских брендов в целом улучшается.
Официальное дилерство по определению подразумевает наличие на складах необходимого запаса оригинальных запчастей и полный доступ к технической документации. Китайские автопроизводители развивают представительскую сеть, в рамках которой в России открыты единые склады запасных частей. Потому каких-либо проблем с поставками запчастей нет — после подписания официальных дилерских соглашений сотрудничество с китайскими автоконцернами идет напрямую, отметили в ГК АВТОДОМ, пояснив, что на складах дилерских центров компании в наличии есть запчасти для регламентных работ и популярные — для кузовного ремонта, также проработаны способы доставки любых других позиций — по запросу.
Впрочем, проблемы возникают и у лидеров продаж, которые, наращивая объемы реализации новых автомобилей, стараются обеспечивать наличие запасных частей для их обслуживания на складах в РФ. Как пояснил Максим Давиденко, трудности с оплатой зарубежных поставок могут усложнять процесс бесперебойного поддержания требуемого уровня наличия запчастей.
Впрочем, у китайских брендов, недавно пришедших на рынок или имеющих малые объемы продаж, ситуация сложнее.
«Им чаще приходится работать с поставками под заказ. Добавляет проблем не самая лучшая организация каталогов автозапчастей и быстрая динамика обновления моделей китайских производителей. Последнее увеличивает разнообразие номенклатуры запасных частей и увеличивает объем необходимых деталей к хранению. Ведь, например, каждое обновление дизайна автомобиля — это как минимум несколько новых кузовных деталей, для обеспечения наличия которых необходимы инвестиции и площади для хранения», — отметил руководитель отдела развития комиссионных продуктов ГК Альфа-Лизинг.
С этим мнением согласен и основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников:
«На данный момент на стандартную китайскую марку приходится около 30 тысяч записей запасных частей, в то время как на европейские и корейские марки — от 1,5 до 2 миллионов. Хотя на популярные модели китайских автомобилей расходные материалы доступны, с новыми марками возникают сложности. Склады для новых брендов только начинают формироваться, что затрудняет быстрый доступ к необходимым запчастям. Логистика также остается проблемой — доставка может занимать от 30 до 40 дней», — указывает эксперт.
При этом запчасти к автомобилям из КНР за последнее время также ощутимо подросли в цене.
«Что касается стоимости, то в целом автозапчасти заметно подорожали, как и услуги по ремонту. Цены на ремонтные работы выросли на 30-40% в зависимости от категории. Однако, несмотря на рост цен, ключевые расходные материалы (фильтра, масла, свечи, тормозные диски и колодки — запчасти для ТО) для основных марок, как Lixiang, Voyah, Changan, Geely, Haval, Great Wall, Cherry и Omoda, остаются в наличии», — отмечает главный специалист по работе с партнерами агрегатора запчастей Partarium.ru Дмитрий Алексеев.
Иначе складывается ситуация, когда речь идет не о прохождении планового ТО, а о серьезном ремонте — например, после аварии. Здесь многое зависит от уровня коммуникации и скорости реагирования китайских партнеров на запрос из России. Поэтому одним из более быстрых решений может стать обращение в авторазборные организации, где зачастую можно найти нужные запчасти в короткие сроки, указывает эксперт.
По словам генерального директора компании «Мой Автопрокат» Дмитрия Матвеева, наряду с ростом цен и увеличением сроков доставки запчастей, серьезной проблемой остается большое количество контрафакта. Особенно необходимо «быть осторожными при выборе моторных масел, дисков для колес, фар и подушек безопасности — их подделывают чаще всего».
Поэтому несведующему в особенностях оригинального товара покупателю лучше не пытаться сэкономить, а обратиться в сертифицированный техцентр — «даже в том случае, если он вам обойдется в два дороже, чем самостоятельное приобретение запчасти и ее установка частником из соседнего двора».
Елена Дудина