В обычное время это была бы бомба. Помните, когда детский омбудсмен Павел Астахов неаккуратно спросил у спасенных на воде тонувших детей: «Ну как поплавали?», возмущение общества было таким сильным, что Астахов аж в отставку ушел? Сегодня времена куда более жесткие, поэтому многие новое происшествие наверняка вообще не заметят.
В этот раз, слава богу, никто не тонул — родители белгородских школьников пожаловались на жуткие условия в лагере в Ставропольском крае. Отправленные на отдых дети из Белгорода уверяют, что их заставляют спать на грязном постельном белье, недокармливают или дают еду с личинками, а в ответ на недовольство кричат: «Ну, оставались бы дома. Что вы вообще сюда приехали?»
Одна из мам рассказала СМИ, что раньше срока забрала дочь домой из-за «ужасного отношения». В лагере девочка провела всего два дня.
«Сегодня утром только приехали. Дочка заболела на второй день, с температурой ее выгнали на дискотеку. Хотя она говорила, что ей плохо, и просила, чтобы оставили полежать в комнате. Все равно с криком выгнали и закрыли корпус, чтоб никто в него не заходил. Форма разговора у вожатых с детьми была всегда на повышенных тонах, или переходили на крик. Абсолютно все дети говорят, что отношение к ним было ужасное. Порции еды были маленькие, дети не наедались, добавки не давали. Дети прятали хлеб, чтоб потом перекусить в комнате. Несколько раз некоторым детям вообще не доставалось еды», — пожаловалась мама.
Но я бы хотел обратить внимание не на качество лагеря, а на реакцию властей. Губернатор Белгородской области (пострадали ведь ее жители) Вячеслав Гладков поручил провести проверку. Но — вот тут начинается самое интересное! — по его словам, есть информация, что все устроили дети, недовольные «большим контролем».
«Если подтвердится, что дети сделали это сами, то, проверяющие, которые приехали, пожалуйста, обеспечьте отправку детей назад к родителям, и больше мы не будем отправлять этих детей в организованный отдых», — заявил губернатор.
Я работал в пионерлагерях, поэтому прекрасно понимаю, что в детском лагере всякое может быть. Самые милые и послушные домашние ангелочки — что мальчики, что девочки — могут превратиться в настоящую банду, устанавливающую свои правила, провоцирующую взрослых и переворачивающую ситуацию с ног на голову. Точно так же бывают омерзительные вожатые, которых нельзя подпускать к детям.
А еще я помню тезис, который звучал во всех лагерях, где доводилось бывать — и ребенком, и вожатым, и даже киномехаником: «Пионера можно наказывать чем угодно, кроме еды». Медики в лагере объясняли: «Мы же должны родителям потом выдать накормленное тело». «За вкус не ручаемся, но горячо будет!» — продолжали тему работники столовой.
Мы не знаем, что произошло в ставропольском лагере. Но удивляет позиция властей, которые еще до всяких разбирательств вместо того, чтобы встать на защиту граждан, почему-то предпочли роль обвинителя.
Так нередко ведут себя ФСИНовцы, у которых в любом кипише виноваты заключенные. О зверских условиях для осужденных говорить не принято — легче рассказать, что они поддались каким-то запрещенным влияниям. Детям этого не навесишь, но в остальном лагерь, видимо, живет по законам пенитенциарных заведений, а не образовательных учреждений.
«Назад, к родителям», — ничего лучше в голову не пришло? А если подтвердится, что приведенные факты — правда? Тогда что? Губернатора — домой, к родителям?
Дети бывают разные. Но все они заслуживают счастливой и сытой жизни, без марширований отрядами и прочих издевательств. Тем более что дети и так уже измучены школой, которая все больше превращается из места получения образовательных услуг в инструмент муштры. Уж в летнем лагере-то дети должны просто отдыхать, не испытывая голода и не рассовывая хлеб по карманам, чтобы наесться, когда вожатые не видят.
А еще интересно — почему все эти люди, даже искренне считающие, что они строят новый ГУЛАГ из лучших побуждений, уверены, что сами будут жить за его пределами, в уютном коттеджном поселке?
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ