Posted 29 августа, 15:11
Published 29 августа, 15:11
Modified 29 августа, 15:13
Updated 29 августа, 15:13
К югу от мегаполиса построят современный город-спутник «Южный», в котором смогут жить 130-140 тысяч человек. Проект получил поддержку президента.
Первичное соглашение подписали еще в 2012 году, однако активная реализация проекта началась недавно — с приходом Александра Беглова на пост губернатора Санкт-Петербурга. Город-спутник Южный будет располагаться в Пушкинском районе Петербурга, вдоль федеральной трассы М20 — Киевского шоссе. В планах создать самодостаточный городской микрорайон и обеспечить его не только необходимой инфраструктурой, но и рабочими местами.
Основным драйвером развития территории станет ИТМО Хайпарк — комплексный научно-образовательный и инновационный центр мирового уровня с кампусом Университета ИТМО. Неподалеку, в этой же локации, расположится кампус СПбГУ. Общая площадь застройки — 10 миллионов квадратных метров, из них 4 миллиона — жилая застройка.
«В целях создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения в городе-спутнике планируется Технологическая долина — центр, ориентированный на развитие инновационной инфраструктуры. В нем предполагается разместить высокотехнологичные производства, в том числе фармацевтические предприятия, сборочное производство, склады и логистические терминалы», — пояснили в пресс-службе петербургского Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА).
Там также уточнили, что земли находятся в крайне перспективном месте.
«Они расположены в дворцовом треугольнике Гатчина — Пушкин — Петродворец, рядом находятся аэропорт „Пулково“, КАД с примыкающим Киевским шоссе и двумя железнодорожными станциями на территории. В 12 километрах находится конгрессно-выставочный центр „Экспофорум“», — отметили в КГА.
В соответствии с Генеральным планом в городе-спутнике предполагается развитие многоквартирной жилой постройки — преимущественно мало- и среднеэтажной, с применением технологий «Умный город».
«Население Южного планируется полностью обеспечить объектами инфраструктуры повседневного и периодического спроса. Спрос на жилье будет обеспечен в первую очередь со стороны аспирантов, магистрантов, профессорско-преподавательского состава университета ИТМО и сотрудников научно-образовательного и инновационного центра ИТМО Хайпарк, — пояснили в КГА.
В городе-спутнике построят 16 школ — на 825 мест каждая, 37 детских садов с вместимостью от 110 до 160 человек, восемь поликлиник, кабинеты врачей общей практики и больницу, которые оснастят современным оборудованием, а также другую социальную инфраструктуру, необходимую для комфортной жизни горожан. Прогнозируемая численность населения при полной реализации проекта составит около 130 — 140 тысяч жителей.
В основу проекта положены принципы green development — создание благоприятных условий для жизни, досуга и работы людей при минимальном воздействии на природу. Сама концепция основана на трех принципах: заботе о природе, эффективном использовании строительных материалов и уважительном отношении к культурным особенностям места. Для будущих жителей разобьют парки, обустроят открытые пространства, а уличную сеть дополнят зелеными полосами.
«Парки, бульвары и скверы создадут среду, которая больше характерна для загородной жизни. Двадцать процентов территории будет отдано под зеленые зоны», — уточнили в пресс-службе Комитета по инвестициям.
Транспортную инфраструктуру тоже планируют развивать — появятся магистральные улицы общегородского и районного значения, новые дороги и легкорельсовый транспорт. Помимо этого, на территории Южного уже есть две железнодорожные станции — Кондакопшино и Лесное, находящаяся в пяти минутах ходьбы от первого жилого квартала. Железная дорога не только соединит город-спутник с линией метро на Балтийском вокзале, но и позволит в считаные минуты доехать до Гатчины. Предусмотрено и автобусное сообщение — маршрут № 150 доставит пассажиров до станции метро «Московская», а 188-й — до Пушкина.
В пресс-службе Комитета по инвестициям отметили, что внутренняя дорожная сеть первых жилых кварталов и всего города-спутника Южный будет повсеместно адаптирована под велосипедный транспорт.
«Согласно Генеральному плану Санкт-Петербурга, к Южному будут проложены две ветки трамвая и построена станция метрополитена. В перспективе новая строящаяся трамвайная линия „Славянка“ может стать основой для дополнительных транспортных проектов — создания трамвайных маршрутов до Технологической долины в Пушкинском районе и аэропорта Пулково», — пояснили в комитете.
В свою очередь Комитете по градостроительству и архитектуре подчеркнули, что Генпланом Петербурга запланировано развитие города в южном направлении, включающее разветвленную улично-дорожную сеть, по которой возможно не только локальное сообщение, но и удобные корреспонденции как с городом в целом, так и Ленинградской областью.
«Вблизи города-спутника по территории области планируется прохождение магистрали КАД-2, которая предназначена для решения транспортных проблем города и области. Кроме того, для транспортного сообщения с городом-спутником Генеральным планом предусмотрены тактовое движение электропоездов, скоростной трамвай и линия метрополитена (до 2050 года)», — отметили в комитете.
Проект поможет обеспечить 40 тысяч рабочих мест: в одном только ИТМО Хайпарке их будет создано 12 тысяч. В бюджет Петербурга он принесет около 84,6 миллиарда рублей, а в федеральный — 49,4 миллиарда.
Церемония закладки первого камня фундамента будущего кампуса университета ИТМО в городе-спутнике Южный прошла в пролом году — 28 августа 2023 года. А в начале 2024 года градостроительная комиссия Санкт-Петербурга дала положительное заключение проекту архитектурно-градостроительного потенциала первого этапа строительства, что-де факто стало решающим этапом согласования перед получением разрешения на строительство первых объектов.
В пресс-службе КГА отметили, что уже разработан ППТ для всего первого этапа жилого строительства.
«Он прошел согласования во всех инстанциях и находится в КГА для организации публичных слушаний по проекту. Получение разрешения на строительство 1-й очереди планируется в 4-м квартале 2024 года, ввод в эксплуатацию планируется в начале 2027 года. Завершение освоения территории города-спутника в соответствии с Генеральным планом намечено на 2040–2045 год», — пояснили в КГА.
Проект комплекса ИТМО «Хайпарк» реализуют Национальный исследовательский университет ИТМО совместно с правительством РФ и правительством Санкт-Петербурга в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Сам комплекс будет состоять из кампуса для магистрантов и аспирантов, технологической долины и бизнес-парка для технологических компаний. В состав кампуса войдут три научных центра, на базе которых будут работать 50 международных научных лабораторий и не менее пяти инновационных производств.
Здесь появится центр трансфера технологий, в который войдут бизнес-инкубатор и акселератор, в них поддержат проекты на ранних стадиях — от идеи до конечного продукта. Также рядом предусмотрена деловая зона для Технологической долины и бизнес-парка, куда сможет встроиться промышленная и коммерческая недвижимость.
«В состав нового кампуса Университета ИТМО для магистрантов и аспирантов войдут учебный корпус, общежития, научные центры, спортивные площадки, студенческий клуб. Технологическая долина и Бизнес-парк — это офисы и бизнес-пространства, в том числе для организации опытного и мелкосерийного производства высокотехнологичной инновационной продукции. ИТМО Хайпарк примыкает к первым жилым кварталам Южного», — пояснили в пресс-службе Комитета по инвестициям.
Основа образовательной деятельности Хайпарка — магистратура и аспирантура университета, ориентированные на прикладные исследования и их коммерциализацию. Научно-образовательную структуру обеспечат студенты-магистранты, аспиранты и научные сотрудники, которые будут учиться и работать в постоянной связке с представителями среднего и крупного бизнеса. Проект рассчитан на более 3,6 тысячи магистрантов и аспирантов и более чем 12 тысяч новых рабочих мест.
Бизнес сможет напрямую транслировать свои запросы, помогать с формированием новых образовательных программ, а также подключаться к обучению своих потенциальных сотрудников.
Приоритетными научными направлениями станут интеллектуальные технологии и киберфизические системы, фотоника и квантовые технологии, биохимические технологии, урбанистика, «умный»/безопасный город, освоение новых пространств, экстремальных территорий и виртуальных миров, а также креативные индустрии.
ИТМО Хайпарк ориентируется на представителей среднего и крупного бизнеса, которые ищут новые подходы к развитию производства, цифровые решения и продукты нового поколения. Первым резидентом технологической долины станет оператор ИТ-решений «ОБИТ». С компанией заключено соглашение, в рамках которого будет построен «зеленый» центр обработки данных. Инвестиции в проект составят около двух миллиардов рублей.
В Главном учебном корпусе площадью 32,8 тысячи квадратных метров смогут обучаться 3600 магистрантов и аспирантов. Он будет построен в виде единого ансамбля из десяти зданий. Их объединят общей крышей в форме гигантского диска. Кроме преподавательских и учебных аудиторий, в главном корпусе предусмотрены коворкинги, фабрика-лаборатория для экспресс-прототипирования научных разработок, цифровая библиотека, фудкорт, студенческий клуб, книжный и сувенирный магазины, а также парковки для каршеринга и кикшеринга.
Особенностью здания станет атриум-трансформер, который легко превращается в конгресс-зал на две тысячи человек. Студенческие общежития рассчитаны на 2549 мест. Будет возведено четыре корпуса общей площадью 76,3 тысячи квадратных метров. Апартаменты для студентов и аспирантов будут состоять преимущественно из 1- или 2-комнатных квартир, в каждой будут своя кухня и раздельный санузел. Помимо этого, предусмотрены и апартаменты для маломобильных групп населения.
«Генеральный план комплекса подчинен идее открытости университета городскому сообществу, „проницаемости контура“ кампуса. Общедоступные пространства ИТМО Хайпарка будут в равной мере привлекательные для учащихся, резидентов и гостей наукограда, а также будущих жителей города-спутника Южный», — пояснили в Комитет по инвестициям.
Первая очередь строительства проекта — главный учебный корпус, два корпуса общежитий, а также энергоцентр, их общая площадь — 66,5 тысячи квадратных метров. Их планируют сдать в 2026 году. Проект первой очереди Хайпарка разработан архитектурным бюро «Студия 44». В 2020 году бюро получило за него гран-при международного фестиваля «Зодчество».
2026–2027 годы — это планируемые даты начала строительства объектов второй очереди: трех научных центров, спорткомплекса и еще двух корпусов общежитий. Реализация финального этапа запланирована на 2028–2030 годы. В него войдет строительство объектов инновационной инфраструктуры — национального центра урбанистики, бизнес-инкубатора, центра обработки данных на территории бизнес-парка.
В пресс-службе Комитета по инвестициям рассказали, что на строительной площадке кампуса университета ИТМО уже завершены фундаментальные и земляные работы.
«В настоящее время строители занимаются возведением главного учебного корпуса кампуса, а также корпусов двух общежитий. По первому из корпусов общежитий завершено создание монолитных железобетонных конструкций пяти этажей. В главном учебном корпусе выполняются работы по возведению бетонных и металлических конструкций на первом и втором этажах. Также идет подготовка к выполнению работ по устройству внутренних инженерных сетей зданий», — сообщили «РосБалту» в пресс-службе комитета.
Арина Кулешова