Posted 29 августа, 06:00
Published 29 августа, 06:00
Modified 30 августа, 06:20
Updated 30 августа, 06:20
Оспа обезьян, ярко отметившаяся в топе новостей Петербурга в январе этого года, когда два случая заражения этим опасным для человека вирусом были выявлены у туристов, прибывших в Северную столицу из Гонконга, под конец лета вновь напомнила о себе. Из Африки mpox (такое политкорректное название недавно получила оспа обезьян) вновь добралась до берегов Балтийского моря — на этот раз ее завезли в Швецию. Почти одновременно с этим Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что нынешняя вспышка mpox «представляет собой чрезвычайную ситуацию международного значения».
Однако эпидемиологи говорят, что речь не идет о повторении пандемии коронавируса — на данный момент они не видят больших рисков начала эпидемии mpox в Евразии.
Итак, разберемся во всем по порядку.
Оспа обезьян — вовсе не новое заболевание, оно регистрируется с 1970 года. Однако в сентябре 2023 года в Центральной Африке началась эпидемия нового, более заразного штамма этого вируса. На данный момент люди, инфицированные mpox, выявлены в 18 странах Африки, эпицентр вспышки находится в Демократической Республике Конго (ДРК). Чаще всего вирус подхватывают дети и подростки до 15 лет. С начала нынешнего года число заболевших mpox в Африке достигло без малого 23 тысяч человек, а число смертельных случаев составило 622 человек.
Как сообщило в минувший вторник агентство Associated Press, за последнюю неделю количество выявленных заражений подскочило сразу на 200%. В связи с этим 13 августа медицинская служба Африканского союза объявила на континенте чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения.
Контекст. Mpox — менее заразный родственник натуральной оспы с более мягкими симптомами, хотя этот вирус все еще может приводить к летальному исходу. Уровень смертности от mpox, по данным ВОЗ, колеблется в пределах 3-6% от числа заболевших. Инкубационный период при оспе обезьян обычно составляет от 6 до 16 дней, но может достигать 21 дня. Течение инфекции принято делить на два периода: сначала идет период инвазии (продолжительностью до 5 дней), для которого характерны общие симптомы интоксикации: лихорадочное состояние, сильная головная боль, увеличение лимфатических узлов, боль в спине и мышцах, выраженная слабость; затем (обычно через 1–3 дня) начинается период высыпаний на коже, которые чаще локализуются на лице и конечностях, реже — на туловище. В большинстве случаев оспа обезьян заканчивается самоизлечением и ее симптомы исчезают через 2-4 недели. Но возможно и тяжелое течение этой болезни, в основном это свойственно пациентам с иммунодефицитом. Лечение при оспе обезьян в большинстве случаев симптоматическое, проводится в стационаре, направлено на облегчение состояния больного и предупреждение возникновения осложнений. С более подробной медицинской информацией можно ознакомиться на сайте управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу по этой ссылке.
15 августа новый штамм mpox Ib был выявлен в Швеции, что стало первым случаем его распространения за пределами африканского континента. На пресс-конференции в
Стокгольме врачи сообщили, что поступивший к ним пациент был инфицирован во время пребывания в Африке и получает все необходимое лечение.
Вирус оспы обезьян мутирует быстрее, чем ожидалось, сообщило 27 августа агентство Reuters со ссылкой на шестерых африканских, европейских и американских ученых. При этом отмечается, что экспертам зачастую не хватает финансирования и оборудования для надлежащего отслеживания ситуации в районах эпидемии. В результате у эпидемиологов остаются значительные пробелы в знаниях о самом вирусе и способах его передачи, что усложняет разработку ответных мер.
«Я опасаюсь, что в Африке мы работаем вслепую. Мы не очень хорошо понимаем нынешнюю вспышку эпидемии, и поэтому нам будет трудно решать проблему с точки зрения учета динамики передачи, тяжести и факторов риска заболевания. Меня также беспокоит тот факт, что вирус, похоже, продолжает мутировать и появляются его новые штаммы», — говорит доктор Дими Огойна (Dimie Ogoina) из Нигерии, который возглавляет чрезвычайный комитет ВОЗ по mpox.
Вместе с тем региональный директор ВОЗ в Европе Ханс Клюге призвал воздержаться от сравнений mpox (независимо от того, идет ли речь о новых или старых штаммах) с пандемией COVID. По его словам, медицинские власти знают, как контролировать распространение оспы обезьян.
«Мы можем и должны бороться с mpox сообща. Надо сделать выбор: входить в новый цикл паники или внедрять системы для контроля и ликвидации угрозы во всем мире. То, как мы отреагируем сейчас и в последующие годы, станет критическим испытанием для Европы и мира», — цитирует Клюге агентство Reuters.
Что касается нашей страны, то по мнению Совета главных санитарных врачей ЕАЭС в странах — членах Евразийского экономического союза (в который помимо РФ входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия), а также в Таджикистане и Узбекистане риск распространения оспы обезьян оценивается как низкий.
Тем не менее, бдительность сохраняется на высоком уровне. На этой неделе Роспотребнадзор рекомендовал усилить пограничный санитарно-карантинный контроль в отношении пассажиров рейсов, прибывающих из регионов, где выявлена оспа обезьян.
Поставки вакцины против mpox в Центральную Африку начнутся с 1 сентября, пишет агентство Bloomberg. На данный момент готовы около 380 тыс. доз препарата и разрабатываются планы по обеспечению их быстрой доставки уязвимым людям в зоне риска.
Михаил Макаров