Итогом таких войн обычно становится выжженная земля под очередным диктатором или в лучшем случае группой олигархов (в аристотелевском значении этого термина).
Уникальная историко-политическая ситуация западных стран как раз и заключается в том, что они смогли достичь «джентльменских соглашений» по вопросам политической борьбы. Состязаться на выборах можно, но прибегать к террору и беспринципному «мочилову» оппонентов — табу. Однако это табу было негласным и неписаным, как и подобает джентльменским договоренностям. И похоже, время действия этих норм истекло.
Ярким признаком новой политической реальности, которая по сути означает возвращение к «естественной политике», стал кейс Дональда Трампа. Он появился из ниоткуда — и порвал занавес в театре Карабаса Барабаса.
К моменту появления Трампа различия между демократами и республиканцами практически стерлись, итоги выборов зависели от того, у кого политтехнологи будут креативнее. Но Трамп начал выходить из привычных рамок, представляя целевую аудиторию, которую к тому времени не представлял никто, — если упрощать, то это социальные страты наемных работников без высшего образования, занятых в «старых» отраслях экономики, от промышленности до сельского хозяйства.
Подобная стратегия была, по всей видимости, воспринята в штыки, и Трампа стали «мочить». Вероятно, это самый критикуемый американский политик за всю историю. Дело дошло до обвинений чуть ли не в государственной измене — очень знакомый жителям постсоветского пространства дискурс. В итоге — несколько попыток импичмента, проигранные выборы на второй срок, пачка уголовных дел и, наконец, новый этап борьбы за пост президента.
Здесь мы переходим к главному: почему Трампу не видать Белого дома — и почему судьба его будет печальна.
Трамп, видимо, не понял, что ему в клубе «джентльменов-политиков» никто не рад и старые правила уже не работают. По некоторым оценкам, информационное освещение кампании Харрис было в 84% случаев позитивным, а вот Трампа — в 89% негативным. Иными словами, ему нужно либо переходить Рубикон, либо накрываться простыней и ползти на кладбище. Тем более что попытка его туда отправить уже была, и уголовные дела тоже потихоньку подкрадываются.
Но Трамп демонстрирует просто поразительную инертность. Он пытается угодить «и нашим, и вашим», хочет якобы объединить страну, противоречит сам себе в своих заявлениях, отнекивается от «проекта 2025». Эти примиренческие кульбиты его не спасут, у него гигантский антирейтинг, и единственная стратегия, которая может дать результат — акселерационная, чтобы разогреть сомневающихся и поставить их перед экзистенциальным выбором, примерно как сделали политтехнологи Ельцина в 1996 году. Хочешь голосовать за демократов — купи еды в последний раз! (Естественно, для американского общества есть более острые темы, на которые и нужно давить). Терять Трампу уже нечего, он стар, его уже пытались убить, ему светит огромный тюремный срок. Однако Дональд выбирает старческое брюзжание.
Что ж, в январе 2025 года у американцев появится первая в истории женщина-президент.
Telegram-канал «Заметки на полях»