Все дело в проекте постановления правительства о повышении утильсборов. Планы очень щедрые: поднять сборы с 1 октября на 70–85%. Например, предлагается за иномарку с двигателем 2–3 л доплатить около 1,5 млн руб.
Хорошая новость — это пока не окончательно. Власти в раздумьях, не слишком ли круто задирают.
Люди же не ждут решения правительства и покупают авто до того, как они подорожали.
Кому выгоден сбор (кроме бюджета, конечно)?
Российские автопроизводители также платят утильсбор, но фактически субсидии от государства компенсируют его. Размер этих выплат зависит от степени локализации. Поэтому «АвтоВАЗ» постоянно лоббирует повышение утильсбора — эта мера расчищает рынок от конкурентов.
При этом наивно полагать, что отечественные авто не подорожают. Посмотрите на график их цен после введения санкций и ухода западных компаний — рост стоимости российских машин умудрился обогнать иномарки. В отсутствие конкуренции субсидии отечественным производителям не приводят к тому, что цены ниже, — такие выплаты от государства становятся дополнительной прибылью компаний.
Что будет дальше с ценами?
Фактически сейчас самый главный фактор — это утильсбор. Если его введут в запланированном масштабе, нас ждет сильное подорожание автомобилей. Причем ожидания роста цен и высокие темпы расширения автокредитования создадут ажиотажный спрос еще до октября, что разгонит цены.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan