Более десяти лет назад Санкт-Петербург прославился резонансным законом, который ввел штрафы за нарушение тишины в выходные и праздничные дни — в народе он получил броское название «закон о топоте котов». И вот Северная столица вновь вырвалась вперед, став первым городом в России, где автомобилистов начали наказывать рублем за слишком громкие моторы.
«Речь, как правило, об автомобилях или мотоциклах, владельцы которых в погоне за мощностью делают апгрейд, а побочным результатом становится резко возрастающий рев работающего двигателя. Это вызывает законное возмущение у остальных граждан», — говорится сообщении регионального главка МВД. Кроме того, отмечается, что «резкий рев мотора отвлекает внимание автовладельцев, создавая угрозу безопасности дорожного движения».
В первые выходные августа Госавтоинспекция с помощью специального прибора уже отловила первых 15 нарушителей. Они в течение 10 дней должны вернуть техническое состояние транспорта к норме, иначе его регистрация будет аннулирована, а номера изъяты, так что езда на таком автомобиле будет грозить уже лишением прав.
Конечно, самые «народные» административные нарушения, которые влекут за собой принудительные выплаты в госказну, — это безбилетный проезд, нарушения ПДД и неправильная парковка транспорта.
Как сообщал недавно «РосБалт», за первые шесть месяцев этого года контролеры в Петербурге проверили билеты у 9,3 млн пассажиров на 351-м автобусном маршруте, поймав при этом почти 180 тысяч «зайцев».
Что касается автоштрафов, то здесь, казалось бы, трудно найти что-то необычное. Разве что кроме сумм — в июне этого года СМИ сообщили про жителя Санкт-Петербурга, который не оплатил 558 штрафов. Изначально их общая сумма составляла 600 тыс. рублей, но со сбором за неисполнение требований в срок она впечатляюще выросла до 1,3 млн рублей.
По данным регионального управления ФССП, судебные приставы Санкт-Петербурга по состоянию на 1 июня 2024 года взыскали с автомобилистов почти 379 млн рублей. При этом за 2023 год поступления в городской бюджет от штрафов за нарушение правил дорожного движения и оплату парковки превысили 11 млрд рублей. Как отмечает ТАСС, такая сумма сравнима с бюджетом некоторых российских городов, к примеру, Чебоксар, Иванова или Воронежа, и она примерно в десять раз превышает бюджет столицы Ленинградской области — Гатчины, который в 2023 году составил около 1 млрд рублей.
Еще одним существенным источником пополнения госбюджета стала таможня.
«Каждое двухтысячное лицо, пересекающее таможенную границу в аэропорту Пулково, так или иначе является нарушителем таможенного законодательства. С начала этого года было выявлено 611 административных правонарушений. К сожалению, больше половины из этих правонарушений приходится на нарушение валютного законодательства. За аналогичный период прошлого года число правонарушений составило порядка 511-ти», — рассказал в мае этого года на пресс-конференции в ТАСС начальник Пулковской таможни Анатолий Тимощенков.
Среди причин нарушений он отметил незнание гражданами законодательства, попытки обойти действующие ограничения, а также быстрый рост пассажиропотока. В итоге сумма взысканных с нарушителей штрафов с начала этого года выросла на 21% и превысила 30,8 млн рублей.
Вот пара ярких примеров из сообщений пресс-службы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ).
Контекст. «РосБалт» неоднократно рассказывал о ситуации на российско-эстонской границе. Про личный опыт прохождения пунктов пропуска и о ситуации там глазами очевидца читайте в репортажах «О бесполезно потраченном времени: что происходит на границе Ленобласти с Эстонией», а также «Водка, дети, очередь… Что происходит на „Мосту дружбы“?»
Вот несколько не самых обычных примеров из городской хроники текущего года и сообщений объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга.
В марте Смольнинский районный суд приговорил к условному сроку и штрафу в 200 тыс. рублей предпринимателя, который за полтора года заработал более 22 млн рублей на организации экскурсий по крышам в Центральном районе Северной столицы.
В августе Ленинский районный суд оштрафовал на 500 тыс. рублей мастера участка АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», виновного в прорыве трубопровода с горячей водой, из-за чего пострадали пять человек, один из которых позже скончался. Ранее сообщалось о прекращении производства по делу в связи с примирением сторон — работник ЖКХ возместил потерпевшим ущерб на общую сумму 8,7 млн рублей. Однако затем Санкт-Петербургский городской суд постановление отменил, направив дело на новое судебное разбирательство.
В июле предпринимателя в Петербурге оштрафовали на 750 тыс. рублей за низкое качество услуг по клинингу, которые предоставляли работники его фирмы. Одна из клиенток подала иск после того, как во время уборки ей повредили имущество на сумму 458 тыс. рублей.
В июне Ленинский районный суд взыскал с участников российского музыкального дуэта Aleks Ataman & Finik по $30 тыс. штрафа (2,7 млн рублей по текущему курсу ЦБ) и 1,7 млн рублей упущенной выгоды и убытков в пользу продюсерской компании. Она организовала выступления группы на Дальнем Востоке и в Сибири, однако музыканты сорвали концерты, отказавшись от участия в них.
В апреле в Петербурге назначен первый административный штраф за нападение собаки на человека. После вступления в силу изменений в КоАП, предусматривающих административную ответственность за нападение собак на людей и их имущество, повлекшее причинение легкого или среднего вреда здоровью, Управление ветеринарии Санкт-Петербурга рассмотрело одно дело в пользу потерпевшего. «В отношении гражданки, виновной в административном правонарушении, возбуждено и рассмотрено дело с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей», — сообщил в своем Telegram-канале депутат законодательного собрания города Андрей Рябоконь.
В январе Невский районный суд признал АО «АК Россия» ответственной за то, что собака загрызла кошку при перевозке в багажном отделении самолета. В пользу владельца погибшего животного с авиакомпании взыскано 11700 рублей материального ущерба и 50 тыс. рублей морального вреда, а также назначен и штраф в размере 30850 рублей.
Михаил Макаров