Если смотреть на динамику за 5 лет, то больше всего здесь интересен спред между 92-м и 95-м бензинами. В 2024 году он чрезвычайно большой. Обычно речь идет о 3-5 тысячах за тонну. В этом году — 12 тысяч (!).
При этом если 92-й держится +/- в привычных для сезона ценовых рамках (с учетом инфляции), а также дает в среднем нормальную маржу АЗС (92-й стоит сегодня 41 рубль за литр, в среднем розничная цена — 53 рубля). А вот 95-й — это уже про почти 56 рублей за литр в опте при 58 в рознице. Понятно, что это в среднем, где-то ситуация лучше, а где-то сильно хуже. Но сам факт разрыва впечатляет и заставляет задуматься.
На мой взгляд, расширение биржевого спреда и его наибольшая величина в европейской части России — явное свидетельство изменения структуры спроса. А в действующих условиях НПЗ (предложение) просто не успевают к этому нормально приспособиться. И времени требуется больше обычного.
Дополнительно в этом может проявляться регуляторная лазейка и использование доминирующего положения. Дело в том, что демпферные выплаты обнуляются в том случае, если средние биржевые цены на 92-й бензин выше условных цен (прописаны в налоговом кодексе) на 10% или на 20% по дизелю. А вот на 95-й это правило не распространяется.
Таким образом, в условиях явных сложностей с получением нового и ремонтом поврежденного оборудования (рост сроков ремонта, простой НПЗ, падение рентабельности), когда можно пользоваться явным дисбалансом в плане переговорных позиций на бирже (конкурентный спрос и неконкурентное предложение), крупные компании просто отыгрывают часть потерь за счет внутреннего рынка. Удается в итоге и демпфер получить, и 95-й дороже продать.
Григорий Баженов, экономист