Posted 14 августа, 18:27
Published 14 августа, 18:27
Modified 10 сентября, 12:55
Updated 10 сентября, 12:55
За неделю «грязная зеленая бумажка» укрепилась на 7 рублей, или на 8,1%. Но ослабление рубля — это факт, который сложно понять и объяснить из-за того, что биржевых торгов у нас нет, а внебиржевые торги регулятор скрыл.
Однако, как и всегда в таком случае, я скажу, что рубль слабеет потому, что его стали больше продавать в обмен на доллар. А с учетом того, что импорт в стране встал, возникает вопрос: кому и зачем понадобилось сейчас покупать валюту?
В СМИ сейчас фигурирует несколько теорий по этому поводу, и каждая из них с разной степенью влияет на курс.
Во-первых, резкое ослабление одним днем случилось в дату, когда ранее истекала лицензия OFAC на проведение финальных расчетов с Мосбиржей. Лицензию эту продлили до октября в последний момент. Правда, некоторые нерезиденты могли не отказаться от своих планов по выводу капитала из России здесь и сейчас. Поэтому после 12 числа они решили продать рубли за доллары на внебиржевом рынке и пойти своей дорогой.
Во-вторых, на такую волатильность могли повлиять проблемы с юанем. Биржевой курс особо не шевелится из-за низкого спроса среди импортеров, которые не могут нормально вести свою деятельность из-за отказов со стороны банковской системы Китая. И возможно, что эти импортеры переключаются на доллары, чтобы провести платежи или иметь валютную ликвидную подушку по хорошему курсу. Кстати, сильной волатильности по юаню сейчас не наблюдается еще и потому, что ЦБ РФ ежедневно продает юани из резервов, поддерживая тем самым тот спрос на валюту, который есть. Но у всего есть предел.
Отчасти спрос на доллар мог возрасти из-за отпускного сезона, военных действий в Курской области (люди по старой доброй традиции в любой непонятной ситуации пошли покупать доллары), но не стоит забывать и про бюджет. Рубль сейчас идет ниже прогнозов, которые заложены в бюджет, а от этого прогноза зависят его доходы и расходы. Если доходы внезапно не начнут расти во втором полугодии сами по себе, то без корректировки курса до уровня 93-95 дефицит бюджета окажется выше ожиданий. Это всегда отрицательно влияет на инфляцию.
К слову, если ничего не изменится в отношение рубля ближайшие недели, я бы не стал ожидать его дальнейшего ослабления. Все вышеуказанные факторы носят временные характер, и у рубля больше шансов откатиться ниже 90, чем пойти выше 100.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»