Posted 7 августа, 05:00
Published 7 августа, 05:00
Modified 7 августа, 10:10
Updated 7 августа, 10:10
В июле российский авторынок показал месячный рост на 9,55% (на 42,4% год к году). Всего же с начала 2024-го своих владельцев нашли 855,6 тысяч новых автомобилей, следует из нового отчета «Автостата».
В июле россияне купили 136 221 легковой автомобиль, что больше июньских показателей, но меньше мартовского пика, на котором было продано более 150 тысяч машин. Всего за первые семь месяцев текущего года в России на учет было поставлено примерно 855,6 тысяч новых автомобилей, что на 72% больше, чем в январе–июле 2023-го.
Бесспорным лидером по продажам по-прежнему остается бренд LADA: с 35619 реализованными авто (26,15% от рынка) она с большим преимуществом опережает китайских конкурентов. Впрочем, следующие позиции рейтинга также сюрпризов не принесли: на второй строчке разместился Haval (16671 штук), далее Chery (14 228), Geely (13098) и Changan (11403). OMODA от ТОП-5 отстает весьма существенно — ее результат лишь 5299 реализованных в июле машин.
В Петербурге в первом полугодии по продажам лидировал Haval (4902 машины), следом шла продукция «АвтоВАЗа», потом Geely, Chery и Changan. Всего же за шесть месяцев в городе на Неве было зарегистрировано 34277 новых автомобиле — на 62% больше, чем в 2023-м. По подсчетам Минпромторга, за семь месяцев их число достигло 51 тысячи.
«Увеличение продаж достаточно ожидаемо. В значительной степени на это повлияли два фактора — широко освещаемое в СМИ намерение правительства увеличить размер утилизационного сбора, что скажется на стоимости ввозимых в Россию автомобилей, и ожидание повышения ключевой ставки Центробанком с последующим ростом процентов по автокредитам», — пояснил «РосБалту» эксперт автомобильной отросли Вадим Красиков.
По данным Минпромторга, в минувшие семь месяцев чаще всего владельцами новых легковушек становились москвичи, жители Московской области и петербуржцы.
Что касается модельного ряда, то наиболее востребованными в июле оказались автомобили семейства LADA Granta (18 164 единиц), за ними идет LADA Vesta (9 761). Следующие три места занимают «китайцы» — с недавних пор ставший лучшей иномаркой России кроссовер Haval Jolion (8 292 машины), Chery Tiggо 7 Pro Мах (6093) и его самый «младший брат» Chery Tiggо 4 Pro (4917).
Если обратиться к статистике с начала года, то выяснится, что четверка лидеров позиции сохраняет, но LADA Niva и Geely Monjaro вытесняют Chery Tiggo 4 Pro на седьмое место.
Примечательно, что основная доля покупок (92%) пришлась на машины массового сегмента: из-за сокращения параллельного импорта, европейские, американские, японские и корейские модели на рынок поступать практически перестают. Тройку лидеров продаж премиального сегмента сформировали «китайцы» — EXEED, TANK и Lixiang. И хотя на четвертом месте расположился BMW, за ним пристроился еще один бренд из Поднебесной — Hongqi.
Еще один интересный момент: российские автолюбители начинают все больше доверять продукции китайского автопрома. Результаты совместного опроса «Автостата» и «Авто Mail.ru» свидетельствуют, что подавляющее большинство владельцев авто из КНР своими машинами довольны. Более того — готовы вновь приобрести иномарку от того же бренда. Подобные ответы дали 94,9% владельцев автомобилей Geely, 91,6% — Changan, 92,2% — EXEED, 87,7% — OMODA и т. д.
Наибольшее количество автомобилей с пробегом по результатам первого полугодия приходится на Москву (243,9 тыс. штук), Подмосковье (159,9 тыс. шт.), Краснодарский край (146,4 тыс. шт.). Санкт-Петербург расположился на четвертой строчке с 98,7 тыс. шт. купленных авто, а Ленобласть в ТОП-30 попросту не попала.
«Сегодня вторичный авторынок стареет. И с этой данностью нам приходится мириться. Число автомобилей старше 7 лет растет, причем достаточно ощутимо. Это значит, что „вторичные машины“ будут все более проблемными в эксплуатации, купить автомобиль в хорошем состоянии будет все сложнее и дороже. Что касается китайских машин, то пока нет понимания, как они будут вести себя после окончания гарантийного срока», — указывает Красиков.
По данным сервисной сети Fit Service, по итогам первых шести месяцев года среднестатистический автовладелец платил за ремонт и обслуживание своей машины 9,6 тыс. рублей (на 31,4% больше, чем годом ранее). Дороже всего обходился ремонт автомобилей в возрасте 10-14 лет — 10,7 тыс. рублей. На них же пришлось 36% всех проведенных ремонтов.
Между тем средняя стоимость автомобиля, выпущенного до 15 лет назад, в июле 2024 года, по подсчетам «Авто.ру», прибавила 10% к цене прошлого года и составила 2,1 млн рублей. При этом самыми востребованными марками у покупателей остаются LADA, Toyota, Kia, Hyundai и Nissan — эта картина не меняется с начала года.
Вероятность того, что повышенный спрос на автомобили сохранится в ближайшие месяцы, эксперты оценивают как высокую.
«Несмотря на то, что общественное обсуждение принципов введения долгосрочной шкалы индексации утильсбора продолжается, многие полагают, что постановление об этом будет принято. И ряд дилеров уже заявляет о будущем повышении цен, что, естественно, побуждает к активным действиям людей, планирующих покупку автомобиля. Однако, если острой необходимости в приобретении автомобиля нет, возможно, покупку стоит отложить (если речь не идет о стоковой позиции, которую дилеры готовы продавать по акции). Китайцы достаточно гибко реагируют на изменения ситуации, и даже в случае повышения утильсбора, найдут способ поддержать продажи — пусть и моментально», — высказывает мнение эксперт.
Также эксперт обратил внимание на то, что в настоящее время по целому ряду моделей из КНР фиксируются проблемы с обслуживанием и ремонтом — некоторые запчасти приходится заказывать и доставлять из-за границы, поэтому быстро попасть на сервис для решения возникших проблем не представляется возможным.
«Недавно Ассоциация „Российские автомобильные дилеры“ обратилась к главе Минпромторга Антону Алиханову с письмом относительно планируемого повышения утилизационного сбора. Однако я хочу отметить другую поднятую в нем тему. В документе предлагается обязать производителей, ввозящих в РФ автомобили для реализации, обеспечить наличие на территории нашей страны складов автозапчастей, сформировать каталоги запчастей — причем на русском языке, обеспечить полную русификацию приборов, меню и инструкций по эксплуатации поставляемых в Россию машин, а также создать курсы по эксплуатации и ремонту вводимой в нашу страну техники. Эти предложения очень правильные, их реализация позволит владельцам и покупателям китайских автомобилей получать качественное и своевременное обслуживание», — отметил Вадим Красиков.
Елена Дудина