Posted 6 августа, 07:01
Published 6 августа, 07:01
Modified 6 августа, 07:01
Updated 6 августа, 07:01
Каковы будут макроэкономические последствия прекращения военного конфликта для двух противоборствующих сторон?
Когда речь заходит о санкциях, стоит сказать о двух вещах: (1) некоторые санкции будут отменены с большей вероятностью, чем другие, и (2) степень смягчения санкций будет зависеть среди прочего от того, завершатся ли переговоры прекращением огня (что формально не означает прекращения конфликта), или мирным соглашением, которое юридически завершит конфликт и предоставит Украине гарантии безопасности.
История дает основания для скептицизма в отношении того, что произойдет значительная отмена санкций. В случае с Ираном, например, в 2016 году в обмен на ограничение им ядерной деятельности произошло лишь частичное смягчение: США отменили вторичные санкции, позволив вести дела с Ираном юридическим лицам в третьих странах. Но США не отменили санкции, которые не позволяют американским компаниям осуществлять коммерческую деятельность с Ираном. Более того, соглашение о смягчении санкций в отношении Ирана было дополнено механизмом «возврата», который позволял вводить их в случае существенного невыполнения соглашения.
Учитывая ухудшение отношений между Россией и Западом, представляется вероятным, что отмена санкций будет происходить медленно, при соблюдении жестких условий и возможности для повторного введения ограничений.
Запад, возможно, будет склонен отменить некоторые санкции в отношении торговых и финансовых потоков России с третьими странами, хотя повторное полноценное открытие западных рынков для РФ в сфере торговли нефтью и газом представляется маловероятным. Запад с большей неохотой пойдет на ослабление санкций, направленных против военно-промышленной базы России, или на разморозку валютных резервов Центрального банка, поскольку это могло бы позволить России перевести активы в более дружественные страны.
Даже если соглашение приведет к некоторому ослаблению санкций в отношении российского экспорта энергоносителей, западные страны продолжат снижать свою зависимость от России в ближайшие годы. С другой стороны, скорее всего, мы увидим, что страны, которые в настоящее время импортируют российскую нефть, больше не будут получать ее со значительным дисконтом.
Для России наибольший экономический эффект от затухания конфликта может принести не ослабление санкций, а плавное сокращение военных расходов. В 2024 году они превысят 6% ВВП, что станет самым высоким показателем за последние тридцать лет. Но более правдоподобные цифры дают 8-9% ВВП (часть военных расходов идет через «мирные» статьи).
Более жесткая фискальная политика помогла бы снизить избыточный спрос в экономике и взбодрить рынок облигаций, который в этом году находится под давлением из-за сочетания растущей инфляции, ожиданий повышения процентных ставок и крупных выпусков облигаций.
Экономика Украины была опустошена конфликтом: ВВП в прошлом году был на 25% ниже уровня 2021 года. Прекращение конфликта привело бы к гораздо большему росту для Украины, чем для России (которая хорошо справилась с санкциями). Мирное соглашение поможет предоставить гарантии внешним инвесторам, привлечь иностранный капитал (хотя это частично будет зависеть от характера любого мирного соглашения и гарантий безопасности) и побудить часть украинцев вернуться домой.
Перспективы вступления в ЕС в ближайшем будущем выглядят туманными — для этого Украине необходимо добиться прогресса в снижении уровня коррупции и улучшении бизнес-среды. Но ЕС мог бы предложить крупную финансовую поддержку, в том числе, возможно, в виде облегчения долгового бремени, чтобы помочь ускорить восстановление экономики Украины.
Нынешняя ситуация вокруг государственных финансов Украины выглядит неоднозначной. Украина несколько месяцев вела с кредиторами переговоры о реструктуризации более $20 млрд долга. 22 июля, чуть менее чем за две недели до наступления дефолта, договоренность была достигнута. Но на днях международное рейтинговое агентство S&P изменило долгосрочный кредитный рейтинг Украины с «CC/C» до «SD/SD» (выборочный дефолт).
Что касается финансовых рынков, то центральному банку, возможно, было бы удобнее ослабить контроль над курсом и допустить его более значительное снижение. На начальных этапах конфликта курс гривны был привязан к доллару, но в прошлом году произошел переход к режиму управляемой гибкости курса. С февраля 2022 года валюта подешевела на 30% по отношению к доллару.
Telegram-канал «Свинское чаепитие»