Санкт-Петербург по праву считается культурной столицей. Свой вклад в сложение этого образа внес и старейший Мариинский театр, расположенный на Театральной площади. Напротив — консерватория им. Римского-Корсакова, которая изначально и была самым первым постоянным городским театром. Но петербуржцы знают, что добраться к началу спектакля или концерта на культовых сценах довольно сложно.
Проще это сделать пешком от «Сенной площади» — по Садовой, вдоль канала Грибоедова, но в гололед это становится проблемой. Конечно, ходит наземный транспорт, есть такси, можно и на машине, но именно вечером все улицы вокруг Театральной плотно стоят в пробках. Именно поэтому и любители культурного досуга, и просто жители, а также работающие в центре горожане с нетерпением ждут открытия станции «Театральная» — известного подземного долгостроя. Правда, войти в наземный вестибюль новой станции и спуститься в подземку пассажиры, предположительно, смогут не ранее 2026 года.
Очевидно, что прокладка тоннелей метро в болотистой, наполненной плывунами почве — сложная в техническом плане задача. А прокладка тоннелей среди исторических зданий — наисложнейшая. Впрочем, в городе накоплен богатый опыт решения подобных инженерно-строительных решений. — например, при возведении станций «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковская» дома не пострадали, а сами станции удачно вписали в архитектурный исторический ансамбль города. И в этот раз строители уверяют, что все дома уцелеют, все памятники устоят.
В данный момент КГИОП дал разрешение на бурение необходимой для размещения инженерных коммуникаций технологической скважины метрополитена рядом со зданием консерватории. Ее глубина составит 54,5 метра. Здание расположено на расстоянии всего 11,3 м от места бурения скважины, до памятника Римскому-Корсакову около 13 метров.
Весной опасения о сохранности исторических зданий в связи со строительством метро высказывал директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Тогда в «Метрострое» отметили, что никаких работ, которые сопровождаются шумом и вибрацией на станции уже не ведется: проходка завершена, дело за отделкой, пусконаладочными работами и прокладкой коммуникаций. Кстати, щит под Мариинкой шел максимально быстро и аккуратно (все образующиеся при проведении работ пустоты заполняли цементом или цементным камнем, применяли опережающее анкерное крепление забоя).
И сегодня эксперты также утверждают, что на целостность объектов культурного наследия бурение скважины никак не повиляет — динамического воздействия позволят избежать технология бурения, а также постоянный контроль вибрации и геотехнический мониторинг.
Между тем на днях вновь появились данные о том, где предполагается расположить наземный вестибюль будущей станции «Театральная». Во время посещения Центрального района губернатор Петербурга Александр Беглов назвал место будущего выхода из метро. Речь идет о стеклянном здании Дома быта на пересечении улицы Декабристов и Лермонтовского проспекта.
Однако, по словам губернатора, задание приватизировано — и сейчас ведутся переговоры с собственником, только после заключения сделки можно будет приступить к проектированию.
Напомним, что станция метро «Театральная» относится к оранжевой ветке Санкт-Петербургского метрополитена, и будет находиться между «Спасской» и «Горным институтом». До завершения строительства вестибюля станция будет работать только на транзит.
Год назад «Ленметрогипротранс» опубликовал проект дизайна внутреннего убранства «Театральной». В нем было решено поддержать как название станции, так и место ее расположения. Оформление выдержано в серо-голубых тонах, арочные конструкции на платформе отсылают к распахнутым кулисам, на стенах изображены силуэты танцующих артистов, а в дизайне люстр объединены стилистики классицизма и модерна.
Арина Кулешова