Аналитики РБК подсчитали, что за последние 26 лет курс рубля в последний месяц лета слабел 19 раз и только 7 раз показывал небольшой прирост.
Но можно ли это считать проклятием или просто неудачей в августе? Я так не думаю.
Во-первых, если исключить из статистики август 1998 года, когда национальная валюта просела почти на 60%, в остальные годы среднее снижение составляло около 3-4%, за исключением 2008, 2009 и 2013 годов, когда падение составило 5%, а в 2018 году — 8%.
Однако за прошедший год многое изменилось, и теперь у российской экономики не так уж много общего даже с 2023 годом. Биржевые торги валютой запрещены, импорт затруднен из-за западных санкций, а резидентов, желающих выйти с рынка, осталось немного.
Все, кто мог и хотел, уже продали российские активы, а пик дивидендного сезона прошел. Даже дефолт по гособлигациям не маячит на горизонте.
Все эти факторы вместе говорят скорее о том, что август станет либо нейтральным месяцем, либо месяцем с небольшим укреплением.
Однако всегда стоит помнить, что в любой момент может произойти событие из разряда «черных лебедей», которое изменит все. Если этот «черный лебедь» случится в любом другом месяце, люди не свяжут событие с конкретным месяцем, но если это произойдет в августе, миф продолжит свое существование.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»