Posted 1 августа, 09:00
Published 1 августа, 09:00
Modified 1 августа, 09:00
Updated 1 августа, 09:00
«Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам!» — наш мученик Дональд Трамп в библейском стиле отправился на растерзание в львиный ров, то есть на заседание Ассоциации чернокожих журналистов NABJ. С учетом его «нежных» отношений с афроамериканской прессой это действительно был сильный и мужественный шаг, призванный продемонстрировать его открытость и наладить мосты с черным сообществом, на которое республиканцы в этой гонке сильно рассчитывают. По крайней мере, так все задумывалось — но обернулось ожидаемо грандиозным конфузом.
Начать с того, что белый пожилой мужчина объясняет афроамериканцам, как должен выглядеть «настоящий черный». Каждый, кто хоть немного представляет американскую реальность последних тридцати лет, может легко предположить ответную бурную реакцию. И то, что было в зале, и то, что выльется на страницы пресловутой «чернокожей прессы». Пытаться объяснить афроамериканцам, что Харрис «не настоящая черная», — не лучшая идея. Особенно от лица Дональда нашего Трампа.
Пытаться снять с себя ярлык расиста и завоевать симпатии черных избирателей, рассказывая им, что «через границу переходят миллионы людей, которые забирают черные работы», — идея еще хуже. Особенно от лица белого миллионера. С разу возникает закономерный вопрос по старому советскому стиху: а почему у вас черное — черным, а белое — белым?
Пикироваться, обвинять, переходить в контратаки в своем стиле — это с изначальной целью примириться и завоевать голоса «черного сообщества», серьезно?
Ровно поэтому уже длинный ряд республиканских сенаторов, оперативно опрошенных CNN, все как на подбор обходят вчерашние трамповские реплики и, по американской поговорке, не хотят все это трогать даже десятифутовой палкой. Прекрасно понимая, что произошло.
И отдельный вопрос — почему все это произошло и почему некогда очень опытный, прекрасно чувствующий аудиторию и умеющий манипулировать ею Трамп сорвался и попал в такие простые ловушки? А многие и самостоятельно для себя построил.
Возможно, он просто устал, возможно — нервничает, возможно — сказываются возраст и стресс от длительной кампании, судебных процессов, покушения. А может, его просто несет. И, поверив в собственную непогрешимость и избавившись от малейшей критики в своем окружении, он просто говорит то, что приходит в конкретный момент в голову.
Не знаю, что сейчас говорят между собой в республиканских штабах и во фракциях Конгресса. Скандал уже начался и будет расти, все прежние подозрения о «непростом» отношении к чернокожим и спорные высказывания с расистским душком всплывут или уже всплыли.
Афроамериканское сообщество, представляющее важные 10-15% голосов избирателей с 2020 года, серьезно подвинулось навстречу к республиканцам, в том числе и из-за высокой инфляции, и из-за нелегальной миграции. Что от этого прогресса останется у «красных» теперь, особенно после кампании с цитатами в прессе и соцсетях, сложно сказать. Республиканское ядро, включая и его «черную» часть, удастся, конечно, убедить и успокоить. Но есть вечный вопрос о неопределившихся избирателях.
И есть льющиеся непрекращающимся дождем реплики и старые цитаты как кандидата в президенты, так и его вице-напарника, посвященные то бездетным людям, то кошатницам, то черным, то евреям — и нет им конца. И похоже, поблизости от двух участников гонки нет никого, кто мог бы поправить и чуть перекрыть подобный поток красноречия.
А лучшее, безусловно, впереди.
Андрей Никулин, философ, политолог