Северо-Запад России уже стал передним краем противостояния с НАТО, особенно очевидным этот факт стал после вступления в этот военный блок Швеции и Финляндии, в результате чего общая граница РФ со странами Альянса увеличилась на 1300 километров. При этом нельзя забывать, что расстояние от ближайшей точки до Санкт-Петербурга не превышает 150 километров. Очередным вызовом со стороны Запада стало решение США объявить Арктику «регионом стратегического противостояния», в котором Вашингтон намерен «защищать свои национальные интересы».
Российские власти не раз заявляли, что не оставят без ответа наращивание военного потенциала НАТО на обширной территории от Калининграда до Новой Земли и предпримут ответные меры как военно-технического, так и иного характера. Одной из них стало решение о воссоздании Ленинградского военного округа (ЛВО), существовавшего до 2010 года.
Также не стоит забывать об угрозах перекрыть России выход в Балтийское море, которые под разными предлогами уже несколько раз прозвучали со стороны наиболее недружественно настроенных к РФ скандинавских и прибалтийских стран. Учитывая все это, можно ожидать новых решений по укреплению безопасности рубежей как вблизи Санкт-Петербурга, так и на всей территории Северо-Запада России.
Министерство обороны США на прошлой неделе объявила о модернизации своего стратегического подхода к Арктике, мотивировав это тем, что регион претерпел ряд существенных геополитических изменений. При этом в их числе названы не только присоединение Финляндии и Швеции к НАТО, но и «укрепление сотрудничества между КНР и Россией».
Кроме того, в документе, который цитирует ТАСС, отмечается, что в связи с потеплением климата Арктика становится все более доступной, что превращает ее в «арену для стратегического противостояния». В связи с этим США заявило о готовности «отвечать на вызовы вместе с союзниками и партнерами, чтобы обеспечить готовность действовать в северных широтах».
В конце прошлой недели председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Чарльз Браун отметил необходимость «тщательно подумать» о стратегической безопасности в Арктике, чтобы определить, какие силы и средства понадобятся там Вашингтону в будущем. Одним из наглядных проявлений нового курса США в Арктике должна стать активизация военных учений в регионе с целью «демонстрации операционной совместимости и надежности объединенных боевых возможностей».
Комментируя новую стратегию США в Арктике, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что в опубликованном Пентагоном документе видны «проявления конфронтационности», дав понять при этом, что Россия выступает против эскалации противостояния в этом регионе. «Арктика также является стратегическим районом для нашей страны. Россия занимает ответственную позицию и вносит свой вклад в то, чтобы Арктика не становилась территорией раздора и территорией нагнетания напряженности», — заявил он.
В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что новая стратегия Пентагона подтверждает намерение США решать будущее Арктики силовым способом, напомнив, что еще недавно этот регион был «зоной мирного, конструктивного сотрудничества, что давало свои плоды».
МИД РФ также отметил постепенное превращение северных регионов Норвегии в хорошо вооруженный и укрепленный форпост НАТО у границ с РФ. Как подчеркнула Захарова, милитаризация севера Норвегии не приведет к повышению его безопасности, а будет провоцировать эскалацию напряженности.
В минувший вторник Северный флот начал развертывание сил в Баренцевом море в рамках масштабных учений ВМФ. Первыми в зону учений в составе корабельной минно-тральной группы вышли тральщики «Коломна» и «Соловецкий юнга», сообщила пресс-служба флота. Их экипажи приступили к контрольно-разведывательному поиску мин, обеспечивая безопасность выхода разнородных сил флота. За ними в Баренцево море из Кольского залива в составе корабельной поисково-ударной группы вышли малые противолодочные корабли «Брест» и «Снежногорск».
Из Кольского залива также вышел ракетный крейсер «Маршал Устинов», экипаж которого провел корабельные учения как по противовоздушной обороне, так и по нанесению поражения корабельной группировке условного противника.
Кроме того, задачу скрытно развернуться в назначенных районах и противодействовать корабельным силам флота в полигонах боевой подготовки решают многоцелевые подводные лодки.
На минувшей неделе Командование аэрокосмической обороны Северной Америки (NORAD) заявило, что в опознавательной зоне противовоздушной обороны Аляски были обнаружены два российских бомбардировщика Ту-95 и два китайских H-6. Затем кадры совместного патрулирования российско-китайской авиагруппы над акваториями Чукотского, Берингова морей и северной части Тихого океана, продемонстрировало Минобороны РФ. При этом там отметили, что задачи выполнялись в соответствии с международным правом без нарушения воздушного пространства других стран.
В Кремле по этому поводу заявили, что «российско-китайское взаимодействие в арктической зоне может лишь способствовать атмосфере стабильности и предсказуемости в Арктике». Как отметил Дмитрий Песков, это сотрудничество «направлено только на защиту интересов этих стран и на повышение уровня благосостояния народов двух стран».
Комментируя озабоченность, которую Вашингтон высказал в связи с действиями России и Китая в Арктическом регионе, Мария Захарова отметила, что КНР «проводит в высоких широтах политику военной сдержанности, воздерживается от привнесения дополнительной напряженности». Также она указала, что американская военная стратегия в то же время предусматривает вовлеченность союзников США в противодействие России и Китаю. В частности, это касается таких неарктических стран, входящих в НАТО, как Великобритания и Германия,
В свою очередь, официальный представитель МИД КНР Мао Нин заявила, что Пекин выступает против искаженного толкования китайско-российского сотрудничества в Арктике и его критики американской стороной. По ее словам, Китай последовательно укрепляет сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами в Арктическом регионе, «обязуется поддерживать там мир и стабильность, содействовать его устойчивому развитию».
Михаил Макаров