Опрос, проведенный в мае–июне 2024 года Институтом социального анализа и прогнозирования ИПЭИ РАНХиГС, показал: большинство преподавателей тратят на бумажную работу в университете больше времени, чем им хотелось бы. По заявлению 23% участников опроса, их желаемое время на отчетные документы совпало с фактическим, а 71% опрошенных тратят на бюрократию больше времени, чем хотели бы. Респонденты практически единогласно утверждают, что составление отчетной документации не должно занимать более 25% рабочего времени.
Результаты этого исследования представляются весьма показательными: стратегически важная для страны сфера, захлебнулась в бессмысленной бюрократии. Одобренный в первом чтении в конце июня Госдумой законопроект о снижении бюрократической нагрузки на образовательные организации выглядит сейчас предельно актуальным. Так, документ предлагает ограничить перечень запросов, которые будут поступать в образовательные организации. В частности, в законопроекте содержится идея ограничить перечень документов, которые должны заполнять преподаватели. Для университетов он должен включать не больше двух документов: рабочая программа дисциплины, экзаменационная и зачетная ведомости.
К слову, два года назад президент подписал закон о снятии излишней бюрократической нагрузки со школьных учителей, призванный снизить бюрократический прессинг на педагогов. Насколько мера оказалась эффективной — вопрос из разряда риторических. Однако другие цифры, активно обсуждаемые в медиа, оказались откровенно вызывающими: в течение прошлого года из школ уволились 190 тысяч учителей.
Очевидно, что борьба с бюрократией в сфере образования должна войти в чисто приоритетных задач — особенно с учетом продолжающейся цифровизации. Если уж и заниматься реформой высшего образования, то лучше в этой части, а не переименовывая бакалавриат и магистратуру на какой-то иной манер.
Илья Гращенков, политолог