Как Петербург открыл России мир

27 июля, 00:01
Топ-5 самых важных путешествий, начавшихся в Северной столице.

Благодаря книге, которую в советское время обязательно должны были читать все школьники, при словах «Путешествие из Петербурга» сразу же просится окончание «в Москву». Однако из Северной столицы доступно множество других маршрутов, помимо описанного Александром Радищевым, горько поплатившемся за свое сочинение.

Почти сразу же после основания в начале XVIII века Петербург стал отправной точкой для множества великих путешествий и научных экспедиций. Во многом этому способствовал тот факт, что именно здесь находились Академия наук и Адмиралтейство, заинтересованные в исследованиях и открытиях. Кроме того, в 1845 году по указу Николая I в Санкт-Петербурге было создано Русское Географическое Общество.

И хотя выбор оказался совсем не прост, «РосБалт» подготовил рассказ про пять наиболее значимых для истории и науки путешествий, начавшихся в нашем городе.

Беринг и Камчатские экспедиции

В январе 1725 года из Санкт-Петербурга на Дальний Восток отправилась первая в России морская научная экспедиция, которой руководил русский офицер датского происхождения, капитан-командор Витус Беринг.

Экспедиция была организована после появления указа императора Петра I о создании постоянно действующего российского флота на Тихом океане. Ее целью были обозначены определение удобных мест для портов, исследование вод Тихого океана и поиск пути от Командорских до Алеутских островов.

Участники экспедиции два года добирались до Охотска. Переправившись на лодках и собачьих упряжках на Камчатку, они построили там бот «Св. Гавриил», на котором в июле 1728 года вышли в море, взяв курс на север.

За следующие два года были обследованы берега Камчатки, нанесены на карту Карагинский залив с островом, Анадырский залив. У южного берега Чукотского полуострова Беринг открыл залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия. Экспедиция прошла из Тихого океана в Северный Ледовитый через пролив, разделяющий Азию и Северную Америку, который впоследствии был назван Беринговым.

После этого Беринг повернул назад, поскольку посчитал задание выполненным: было показано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются. Обогнув Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, и через Охотск и всю Россию экспедиция в 1730 году вернулась назад в Петербург.

Экспедиция впервые нанесла на карту 3500 км побережья моря, которое впоследствии также было названо Беринговым. Полученными данными затем пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

Затем, в 1733 —1743 в рамках Великой Северной экспедиции отряд Беринга и его соратника Алексея Чирикова на пакетботах «Святой Петр» и «Святой Павел» отправился из от берегов Камчатки в сторону Америки. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

Во время зимовки на Командорских островах Беринг скончался от болезни 19 декабря 1741 года. Остров, где он умер, теперь также носит его имя.

Замечательный моряк, смелый и упорный в достижении поставленной цели первопроходец, Витус Беринг (1681-1741) вошел в историю как великий русский путешественник.

Крузенштерн и Лиснянский — первая российская кругосветка

В 1803 году из Кронштадта в первое кругосветное плавание под российским флагом отправились корабли «Надежда» и «Нева», которыми командовали Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. За три года они обогнули весь земной шар, став первой отечественной экспедиций, которая пересекла экватор.

В северной части Тихого океана на карте были закрыты последние «белые пятна», описан

остров Кадьяк у берегов Аляски, а также часть архипелага Александра. Обнаружил остров Крузова, считавшийся ранее полуостровом, крупный остров к северу от Ситки Лисянский назвал именем Чичагова. По пути с Кадьяка в Макао были открыты необитаемый остров и риф, причисляемые к Гавайскому архипелагу.

Крузенштерн проследовал Восточным проходом в Японское море и заснял западный берег Хоккайдо. Был обнаружен небольшой залив Мордвинова, описаны берега залива Терпения. Пройдя Курильскую гряду Крузенштерн открыл четыре острова Ловушки, а затем Северный залив у берегов Сахалина.

В ходе плавания были открыты Межпассатные противотечения в Атлантике и Тихом океане, проведены многочисленные океанографические исследования, в частности, определена причина свечения моря.

Эта экспедиция внесла значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук, стала важной вехой в истории России, развитии ее флота. Участники плавания — молодые офицеры Макар Ратманов, Фаддей Беллинсгаузен, Отто Коцебу — в дальнейшем сделали военно-морскую карьеру и сами возглавляли кругосветные плавания.

В честь Ивана Федоровича Крузенштерна (1770-1846) названы в общей сложности 17 биологических, географических и астрономических объектов, включая мысы на Аляске, в Канаде и на Курильской гряде. На карте есть также пролив Крузенштерна, остров Крузенштерна, риф Крузенштерна. Позже его имя получили кратер на Луне, бабочка и тропическое растение. Во второй половине XX века имя Крузенштерна стали носить парусный барк и ледокол, а также океанографическое исследовательское судно. В Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта напротив здания Морского корпуса в 1873 году установлен памятник адмиралу Крузенштерну.

Именем Юрия Федоровича Лисянского (1773-1837) названы открытый им необитаемый остров в Гавайском архипелаге, полуостров на северном побережье Охотского моря, а также мыс, пролив, река и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски. Подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949–1955 годах, также названа в его честь.

Коцебу и путешествие брига «Рюрик»

18 июля 1815 из Кронштадта в кругосветное путешествие отправился бриг «Рюрик» под командованием Отто Коцебу. Это научная экспедиция также входит в число наиболее значимых в XIX веке.

Пятнадцатилетним юнгой-добровольцем Коцебу был участником первого кругосветного плавания под командованием Крузенштерна. Организовать новое подобное путешествие ему помог канцлер Российской Империи, граф Николай Румянцев, который решил проложить и освоить морской путь из Берингова моря в Атлантический океан вдоль берегов Северной Америки, иначе называемый Северо-Западным проходом.

После длительного плавания «Рюрик» прибыл в Петропавловск, откуда летом 1816 года проследовал вдоль побережья Аляски к мысу Дежнева и затем повернул к острову Уналашка. Оттуда Коцебу совершил переход в Сан-Франциско и далее на Гавайские острова.

Затем были проведены исследования в районе Маршалловых островов и после ремонта на Филиппинах бриг обогнул Африку, зайдя в Кейптаун. У берегов острова Св. Елены, где англичане охраняли заключенного там Наполеона, русскую экспедицию встретили пушечными выстрелами с береговой батареи. 22 июля 1818 года бриг «Рюрик» вернулся в Кронштадт и вскоре стоял на якоре на Неве перед домом графа Румянцева.

За время трехлетнего плавания экспедицией Коцебу было нанесено на карту множество островов, впервые открыт и описан ископаемый лед, найдены останки мамонта.

Впоследствии Коцебу был назначен командиром шлюпа «Предприятие», на котором в 1823–1826 годах он совершил свое третье кругосветное путешествие.

В честь Отто Евстафьевича Коцебу (1787 — 1846) назван открытый им залив к востоку от Берингова пролива, а также город Коцебу на Аляске в США и улица в его родном Таллинне.

Беллинсгаузен и Лазарев — открытие Антарктиды

В 1819 году из Кронштадта в море вышли шлюпы «Восток» и «Мирный». Так началась Первая русская антарктическая экспедиция 1819–1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Она отправилась в воды Южного океана, чтобы доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды.

Экспедиция стала второй (после Джеймса Кука), которая обошла всю Антарктику. На карту было нанесено 29 островов в высоких южных широтах и тропиках.

Беллинсгаузен впервые исследовал юго-западное побережье Южной Георгии, открыл остров Анненкова, архипелаг Траверсе. Моряки «Востока» и «Мирного» завершили начатое Куком описание Южных Сандвичевых островов.

Важнейшим открытием 16 января 1820 года стало визуальное наблюдение шельфовых ледников Антарктиды, то есть открытие последнего материка из имеющихся на нашей планете.

Именем Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1779 — 1852) названы море в Тихом океане, мыс на Сахалине, несколько островов, ледник, кратер на Луне, астероид, полярная станция, океанографическое судно. Знаменитому путешественнику поставлены памятники в Кронштадте и на носящей его имя станции в Антарктиде, а также в его честь названа площадь в Санкт-Петербурге.

Михаил Петрович Лазарев (1788 — 1851) помимо участия в открытии Антарктиды также известен многолетней службой на Черноморском флоте и как один из основателей Новороссийска. Его имя носят район города Сочи, поселок в Хабаровском крае, атолл в Тихом океане, мысы в проливе Невельского, Севастополе и на Аляске, риф и река на острове Унимак, горная цепь, море, бухта, берег, шельфовый ледник, остров, желоб и подводная гора в Антарктике, а также две антарктические станции (Лазарев и Новолазаревская). В его честь названы астероид, мосты в Санкт-Петербурге и Сочи, многочисленные улицы, площади и переулки в населенных пунктах бывшего СССР, в том числе набережная Адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге и Лазаревский переулок в Кронштадте. В 1955 году барельеф Лазарева был установлен на станции Ленинградского метро «Балтийская».

Толль и Русская полярная экспедиция 1900–1902 годов

8 июня 1900 года от пристани на Неве отчалила шхуна «Заря», снаряженная Императорской Академией наук с целью исследования части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиска легендарной Земли Санникова. Эта экспедиция, которой руководил экспедицией русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Толль, стала первым академическим предприятием России в водах Ледовитого океана, совершенным на собственном судне.

«Заря» обошла Скандинавский полуостров, прошла Баренцево и Карские моря и встала на зимовку в Таймырском проливе. Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр и встала на вторую зимовку. В мае 1902 года Толль покинул «Зарю», начав санно-шлюпочный переход на остров Беннетта в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова и Николая Дьяконова.

Планировалось, что «Заря» заберет их два месяца спустя, но из-за тяжелой ледовой обстановки шхуна не смогла пробиться к острову Беннетта в назначенный срок и получила серьезные повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее плавание. В сентябре 1902 года капитан шхуны лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси.

В 1903 году поисковая экспедиция под руководством лейтенанта Александра Колчака (впоследствии одного из лидеров Белого движения, Верховного правителя России в 1918–1920 годах) обнаружила место стоянки Толля на острове Беннетта, его дневники и другие материалы. Известно, что группа Толля, не дождавшись «Зари», приняла решение самостоятельно двигаться на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы этих четырех человек так и не были обнаружены.

Несмотря на трагический финал, экспедиция Толля внесла значительный вклад в российские полярные исследования, положив начало комплексному исследованию арктических морей и суши. В ее ходе были подробно описаны побережья и промерены глубины на протяжении всего маршрута, уточнены очертания полуострова Таймыр и составлена его геологическая карта, впервые исследован остров Беннетта.

Научные результаты также включали данные в области метеорологии, океанографии, земного магнетизма, гляциологии, физической географии, ботаники, геологии, палеонтологии, этнографии, полярных сияний. Академии наук, получившей эти данные, стало очевидно, что для их обработки потребуется много лет. Позже на материалах экспедиции Толля Колчак выполнил фундаментальное исследование, посвященное льдам Карского и Восточно-Сибирского морей, ставшее новым шагом в развитии полярной океанографии.

В честь Эдуарда Васильевича Толля (1858 — 1902) назван залив в Карском море.

Михаил Макаров

#Главное #Спецпроекты #В России #Петербург #Путешествия #Михаил Макаров #Статьи #История
Подпишитесь