Сколько себя помню, столько лились потоки негодования по поводу Олимпиад. Тут, мол, недоделано, тут недостроено. Наверное, это вообще в природе человеческой — жизнь в режиме аврала. Поэтому косяки организационные, технические, творческие — это норма.
Вот отматываю назад — и каждую Олимпиаду на старте за что-то ругали.
Ванкувер-2010 — ах, как же плохо кормят в олимпийской столовой, бедным хоккеистам приходится через дорогу в «Макдоналдс» бегать!
Лондон-2012 — спортивное ядро решили строить в одном из самых социально неблагополучных районов британской столицы (это правило джентрификации — создания на месте опасных районов новых, развитых центров), так все плачутся, что криминальные элементы никуда не подевались, только и норовят стащить чего.
Сочи-2014 — ничего не успевают построить, краской пахнет прямо на соревнованиях, а номера в деревне для журналистов и для спортсменов — где без дверей, а где без унитазов.
Рио-де-Жанейро-2016 — корты строятся накануне старта и посланники фавел опять ищут, что украсть.
Пхенчхан-2018 — билеты не проданы, никто никуда не ходит.
Дальше вообще две Олимпиады на фоне ковида. И это я только по верхам прошелся — можно целую монографию писать.
Но есть и вечное правило: два-три-четыре дня до старта Олимпиады все полыхает, все злословят. А потом — старт! — и понеслось.
По поводу открытия Игр в Париже сейчас в России вовсю злопыхают: ах, огонь будет зажигать какой-то репер, популярный среди молодежи, нести факел будет человек, гендерно не определившийся, а знаменосцем одной из стран будет наша бывшая соотечественница, у которой обнаружили аккаунт на OnlyFans.
Я вообще не очень понимаю, с чего такой шум. То есть истоки его, конечно, понимаю прекрасно: нельзя ж рассказывать, что где-то за пределами осажденной крепости могут быть положительные явления, поэтому надо постоянно выискивать, а то и просто генерировать негатив. Но должна же быть хоть какая-то логика. Давайте по порядку.
Эта Олимпиада точно станет — это уже сейчас совершенно очевидно — самой экономически успешной в истории всех современных Игр. Максимум удавалось продать чуть больше 8 миллионов билетов — сейчас цифра приближается к 10 миллионам. Критики могут говорить, что Олимпиада уже не та, что она деградировала, но против фактов ничего не выставишь, кроме революционной целесообразности.
Чем плох популярный у молодежи рэпер? Он ближе к запросам реальных людей, болельщиков, чем Третьяк и Роднина, зажигавшие огонь десять лет назад. Да, в свое время они были героями, но сегодня их имена многим уже не говорят ровно ничего.
Любая страна представляет на церемонии открытия то, что созвучно ее ценностям, ее представлениям о том, что хорошо, что плохо. В России подавляющее большинство пользователей интернета узнали о существовании OnlyFans, наверное, в тот момент, когда платформа сообщила об уходе из России. А уж жить в жанре «не читал, но осуждаю» у нас всегда умеют и любят.
В общем, готовлюсь сегодня смотреть церемонию открытия, а дальше — болеть за наших.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России, доцент Финансового университета при правительстве РФ