Они многих веселят, а кого-то раздражают и даже возмущают их своей активностью. Но у большинства жителей и гостей Санкт-Петербурга есть фотография с ними. Сами они себя называют «статуями» или «куклами». Как работает бизнес уличных аниматоров, выяснял «РосБалт».
Медийное пространство переполнено рассказами о том, как «кони» и «зебры» вместе с Петрами и Екатеринами «отжимали» немалые суммы у доверчивых граждан, иногда довольно агрессивно.
Как выяснилось, самостоятельных аниматоров не бывает. Все они трудятся на ивент-агентства по договору. Система примерно такая же, как у таксистов. Например, одна бывшая «статуя» рассказала, как работала в этой сфере в 2020 году, перед пандемией. Тогда аниматоры трудились «из половины», то есть — пятьдесят процентов заработка агентству, которое выдает костюм, распределяет людей на точки, следит за тем, как они работают, а вторая половина — себе. Но при этом устанавливался план. Например, работодатель считал, что в день аниматор должен «настричь» семнадцать тысяч. И «статуя», вне зависимости от того, насколько успешно удалось поработать и заработать, должна была отдать восемь с половиной тысяч. Иногда приходилось работать в минус.
Проводить многие часы под палящим солнцем, стоять на морозе, в дождь и ветер, в снег — не так просто. Костюмы громоздкие, тяжелые, часто в них душно, порой образ требует грима. Весь день находиться в такой «амуниции», мягко говоря, утомительно. Поэтому сами аниматоры не считают, что деньги им достаются легко — они их зарабатывают тяжелым трудом.
Просить больше 1000 рублей за фото нельзя: если попадешь в полицию, могут быть проблемы. Кстати, в «околотоке» аниматоры иногда гостят — случаются облавы. В этом случае штрафы платит агентство. Правда, задержания выглядят курьезно — забирают же прямо с точки. Например, однажды за решетку попали уличные артисты в костюмах животных. Полицейские их так и окликали: «Зебра, Конь, за вами пришли». Хоть какое-то разнообразие в трудных полицейских буднях.
Сегодня мест, где можно встреть аниматоров, стало меньше. У Эрмитажа работают только «цари» с «царицами» (недавно, впрочем, там появились новые персонажи — «гусарки»). Место считается хлебным, поскольку туристы с удовольствием фотографируются на фоне дворца.
Ростовых кукол теперь вообще нет — то ли по соображениям безопасности, то ли еще почему. Но зато есть Джокер, которого можно увидеть на Невском, у Исаакия и у Медного всадника.
Иногда в жизни уличных артистов случаются почти рождественские истории. Одна девушка пришла работать в «статуи» — и примерно через пять дней прямо на рабочем месте познакомилась со своим будущим мужем. Сейчас живет в Москве, счастлива в браке, в семье уже двое детей.
Но бывает, что аниматорам поступают уж совсем неприличные предложения. Причем больше пристают не к девушкам, а к юношам: вот такие решительные сейчас дамы.
Многим интересно, как люди попадают на эту работу. В основном, конечно, это временное пристанище, как говорится — не от хорошей жизни. Но есть и такие, кто работает в этой сфере годами, и неплохо зарабатывает — по 180-200 тысяч в месяц. Но это — самые талантливые.
На «Авито» достаточно вакансий для уличных аниматоров, во всех случаях требуется предоставлять фотоуслуги жителям и гостям города. В одном объявлении обещают 4-8 тысяч рублей за смену при «пятидневке», в другом — 5-10, уточняя, что «гусарку» готовы оформить по договору ГПХ, а оплата является процентами от продаж.
Авторы еще одной вакансии подчеркивают, что кандидат должен обладать опытом продаж, быть харизматичным и уверенным в себе, а также уметь убеждать. Работать нужно по графику 2/2, с 10:00 до 19:00, с часовым перерывом на обед. Вознаграждение — от 80 до 150 тысяч рублей в месяц. В описании упоминаются обучение, корпоративы и «уютный офис в центре города с печеньками». Особо отмечено, что компания присутствует на рынке 15 лет.
Периодически и в высоких кабинетах, и среди простых петербуржцев звучат призывы убрать из Питера всех живых Петров Первых. Но большинство горожан все же против. Санкт-Петербург — туристический город, ежегодно принимающий миллионы гостей. Чем плохо встретить на Дворцовой практически живого царя? В конце концов, с ним можно и не фотографироваться, но само присутствие императора создает праздничную атмосферу.
Другое дело, если царь начинает хулиганить. Но это уже относится к ведению полиции.
Арина Кулешова