Цены на автомобили могут подскочить осенью — но не на все бренды

Цены на автомобили могут подскочить осенью — но не на все бренды

24 июля, 20:45
Какие ценники в автосалонах увидят петербуржцы после повышения утилизационного сбора на машины.

Повышение утилизационного сбора на автомобили, о котором несколько месяцев говорили в экспертных кругах, похоже, скоро станет реальностью. В комитетах Госдумы и Совфеда разработали принципы введения долгосрочной шкалы индексации утильсбора, которые в виде проекта постановления правительства были опубликованы 15 июля. До 20 августа документ будет проходить общественные обсуждения. В связи с этим у автомобилистов возникает резонный вопрос — как изменятся цены на легковые автомобили, если новации депутатов и сенаторов будут приняты.

Что такое утильсбор и зачем его повышают

«Многие полагают, что утилизационный сбор имеет прямое отношение к утилизации. Это не совсем так. Утильсбор — своего рода налог, который импортер, производитель или покупатель платит за ввезенное на территорию РФ транспортное средство (автомобиль, мотоцикл, автобус и т. д.). Безусловно, он учитывает средства на будущую утилизацию, но решает и другие задачи: снижения нагрузки на экологию и уменьшения количества старых машин (для машин б/у сбор выше), поддержки отечественного производителя и локализованных производств (они получают субсидии)», — поясняет автоэксперт Вадим Красиков.

Как неоднократно подчеркивал президент АвтоВАЗа Максим Соколов, «защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране».

По его мнению, замещение импорта инвестициями в их производство в России позволит создать новые рабочие места, поспособствует увеличению заказов для предприятий компонентной отрасли, снизит стоимость деталей, а также цену автомобилей в целом.

Сейчас же, указывает Соколов, китайские производители весьма агрессивны в своей ценовой политике: предоставляемые ими покупателям скидки превышают заградительный пороги утилизационного сбора, что негативно сказывается на конкуренции, а отечественная автопромышленность развития не получает.

«Представленный проект постановления примечателен прежде всего тем, что он содержит данные о размерах поэтапного, ежегодного повышения утильсбора (цифры могут корректироваться, но общий вектор понятен). Это дает вполне конкретную пищу для размышлений китайским производителям, которые, поверьте, прекрасно умеют считать. И сейчас они будут прикидывать, что же им выгоднее — гнать произведенные у себя машины сюда, надеясь, что российский покупатель осилит новые цены, или перенести производство в нашу страну. Правда есть еще вопрос — в какой степени. Безусловно, КНР выгодно производить машины у себя, и они могут, например, начать развивать у нас крупноузловую сборку. Нам же, честно говоря, интересен более широкий спектр, начиная с производства компонентов», — высказывает мнение Вадим Красиков.

Как изменится размер утилизационного сбора

Проектом предусмотрено увеличение сбора для автомобилей (речь идет о новых машинах брендов, которые не наладили собственное производство в России или в Белоруссии) до 1,0 литра (сейчас он составляет 81,2 тыс. рублей) до 150,2 тыс. рублей с 1 октября и до 180,2 в тыс. рублей в 2025 году. А к 2030 году — до 316, 8 тыс. рублей.

Для автомобилей с двигателем до 2,0 литров (300,6 тыс. рублей в настоящее время): с 1 октября — 556,2 тыс. рублей; в 2025 году — 667,4 тыс. рублей; (…) к 2030 году — 1172,4 тыс. рублей.

Для автомобилей с двигателем до 3,0 литров (844,8 тыс. рублей в настоящее время): с 1 октября — 1562,8 тыс. рублей; в 2025 году — 1875,4 тыс. рублей; (…), к 2030 году — 3295,0 тыс. рублей.

Для автомобилей с двигателем от 3,0 до 3,5 литров: (970,0 тыс. рублей в настоящее время): с 1 октября — 1794,6 тыс. рублей; в 2025 году — 2153,4 тыс. рублей; (…) к 2030 году — 3783,4 тыс. рублей.

Для автомобилей с двигателем свыше 3,5 литров (1235,0 тыс. рублей в настоящее время): с 1 октября — 2285,2 тыс. рублей; в 2025 году — 2742,2 тыс. рублей; (…) к 2030 году — 4817,8 тыс. рублей

Для электромобилей и гибридов с 1 октября утильсбор составит 32,6 тыс. рублей, в 2025 году — 667,4 тыс. рублей, а к 2030 возрастет до 1172,4 тыс. рублей.

Впрочем есть нюанс: если физическое лицо намеривается ввезти в страну автомобиль с рабочим объемом двигателя до 3,0 литров не для продажи, а для личного пользования, утильсбор по-прежнему будет можно оплатить по льготной ставке.

Что будет с ценами на автомобили

«Как отметили в Минпромторге, в стране будет продолжен комплекс мер господдержки, благодаря которым индексация утильсбора не окажет влияния на стоимость отечественной автомобильной и специализированной техники. При этом в министерстве считают, что иностранные производители (а значит, и дилеры) не станут перекладывать повышение стоимости сбора на покупателей, а компенсируют это скидками — чтобы поддержать спрос. Но я предполагаю, что мы все же столкнемся с ростом цен на иномарки, просто он будет происходить не одномоментно, как это было при прошлом повышении утильсбора, а более хаотично — в зависимости от ситуации у конкретного производителя или продавца», — высказывает мнение Вадим Красиков.

С подобной точкой зрения согласны и другие эксперты отрасли.

«С учетом повышения утильсбора осенью мы точно увидим рост цен. Я ожидаю, что до конца 2024 года импорт может подорожать на 10% и выше. Официально поставляемые китайские автомобили могут вырасти в цене на 10 — 12% в этом году», — указывает в своем комментарии агентству «Автостат» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.

Схожей позиции придерживается и заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев, указывая, что рост ставок утильсбора «механически увеличит цены на новые импортируемые машины, этот демпфер не возьмет на себя ни один импортер, погасив колебание, к примеру, собственной маржой».

Однако ответ на вопрос, когда конкретно можно ожидать переписывания ценников, не столь однозначен. Часть экспертов полагает, что даже если новые ставки начнут действовать с октября, то моментального повышения стоимость автомобилей не произойдет — у дилеров пока есть в запасе ввезенные ранее машины, которые и будут продаваться. Причем интерес покупателей может быть подрасти — осенью, после возвращения россиян с отдыха, авторынок традиционно оживает.

Пока не совсем понятно, как будет складываться ситуация с ценами на частично локализованные китайские машины, а также на отечественные модели, в производстве которых используется значительное количество иностранных компонентов.

«Наиболее продаваемыми в России „китайцами“ являются автомобили с объемом двигателя до 2,0 литров. В их числе, например, Chery Tiggo 4 PRO (Chery, кстати, под брендом Xcite вроде бы потихоньку расширяет локализацию свои моделей в РФ), OMODA C5, Geely Monjaro и другие. Если ориентироваться на предложенные величины утильсбора, мы не можем исключить рост цен на такие иномарки на 200-300 тыс. рублей уже в горизонте полугода. Полагаю, если стоит вопрос о покупке машины, лучше по возможности сделать это в ближайшие пару месяцев», — отмечает Вадим Красиков.

Елена Дудина

#Главное #Спецпроекты #Максим Соколов #Петербург #Елена Дудина #Экономика #Статьи #Автомобили #Авторынок #Утилизационнй сбор
Подпишитесь