Власти в Таллинне намерены еще больше ужесточить правила пересечения сухопутной границы с Россией. Эстонский Минфин готовит для правительства страны план, согласно которому КПП «Лухамаа» и «Койдула» будут работать только в дневное время, подобно тому, как это в мае уже произошло с «пешеходным» КПП «Нарва». Сообщение об этом в пятницу появилось на сайте национального вещателя ERR, при этом отмечается, что эти меры направлены на «усиление контроля за подсанкционными товарами и обеспечение безопасности дорожного движения».
Если план введут в действие, КПП «Койдула», расположенный на автодороге Печоры-Тарту (с российской стороны пункт пропуска «Куничина Гора») будет открыт с 5:00 до 22:00, таможенное оформление товаров будет доступно с 7:00 до 19:00.
КПП «Лухамаа», расположенный на шоссе Рига—Псков в деревне Лютя (с российской стороны пункт пропуска «Шумилкино») будет работать с 7:00 до 19:00. Кроме того, его полностью закроют для пешеходов.
Справка. Из трех пунктов пропуска на границе с Россией первым в Эстонии под ограничения попал основной КПП «Нарва» — «Ивангород». В начале 2024 года он был полностью закрыт для транспорта — границу там теперь можно перейти только пешком, а с мая пункт прекратил работу в ночное время. При этом после полного закрытия финской границы эстонские КПП стали самой доступной альтернативой для россиян, в первую очередь, жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
«РосБалт» уже неоднократно рассказывал о ситуации на российско-эстонской границе, где несколько раз складывалась напряженная ситуация. В частности, 20 и 21 июня КПП «Нарва» менял режим работы из-за больших очередей (500 — 1000 человек) желающих попасть из Эстонии в РФ. Про личный опыт прохождения пунктов пропуска и о ситуации там глазами очевидца читайте в репортажах «О бесполезно потраченном времени: что происходит на границе Ленобласти с Эстонией», а также «Водка, дети, очередь… Что происходит на „Мосту дружбы“?».
По данным сайта ERR, 9 июля эстонские пограничники не пропустили на КПП «Нарва» семерых граждан России, а 13 и 14 июля там же во въезде было отказано еще восьми россиянам. В те же дни на КПП «Нарва» не пропустили четырех граждан Молдавии, трех граждан Израиля и по одному гражданину Белоруссии, Таджикистана и Грузии.
Наиболее частыми причинами отказа называются «отсутствие необходимых документов» и «неясные показания о цели поездки», а также ответы во время интервью на границе, которые дают повод признать, что человек, желающий попасть в Эстонию, может представлять угрозу ее «общественному порядку или безопасности».
17 июля стало известно, что эстонские власти решили не пропускать в страну автомобили с белорусскими номерами.
В конце июня оперативный директор Полицейской и пограничной службы Эстонии Иво Утсар заявил о готовности быстро закрыть все КПП на границе с Россией, «если того потребует ситуация».
Судя по действиям эстонских властей, повод, чтобы тотально отгородиться от России, они смогут найти без особого труда. Например, у Таллинна и Москвы уже возникли разногласия насчет того, где должны быть расположены буи, которыми обозначен фарватер на пограничной реке Нарва.
В ночь на 23 мая российская сторона сняла 25 фарватерных буев, с местами установки которых она не согласна и которые, по ее мнению, Эстония установила в российских водах. Представителя посольства РФ по этому поводу уже вызвали в эстонский МИД. Как сообщает ТАСС, в переданной дипломатической ноте России предлагается совместно измерить фарватер, «так как условия в проточных водоемах могли измениться за прошедшие десятилетия».
Министр финансов Эстонии Март Вырклаэв, объясняя причины, по которым его ведомство хочет ужесточить режим на КПП «Лухамаа» и «Койдула», напомнил, что сухопутные пограничные пункты на границе с Россией уже закрыты в Финляндии, Латвии и Литве. «Это означает, что наши „Койдула“ и „Лухамаа“ стали своего рода „окном в Европу“, через которое продолжается торговля России», — завил он, добавив, что «ситуация не оставляет нам другого выхода, кроме как ограничить передвижение на границе — мы не можем помогать российской торговле и должны думать о безопасности нашего народа и страны».
По словам министра, «пересмотр работы пограничных пунктов вытекает из подтвержденного Эстонией в апреле 2022 года принципа, согласно которому экономические отношения с Россией должны быть сведены к минимуму, а также из санкционной политики, принятой в прошлом году».
Необходимость закрытия КПП «Лухамаа» для пешеходов в эстонском Минфине мотивируют тем, что скапливающийся транспорт блокирует обочину дороги на границе, а движение пешеходов создает «опасные дорожные ситуации».
При этом отмечается, что в этой местности «нет веских причин, побуждающих жителей пересекать границу, таких как семейное и культурное общение или перемещение, связанное с работой». Желающих попасть в Эстонию пешком будут отправлять на КПП «Койдула», расположенный в 37 километрах от «Лухамаа».
Михаил Макаров