Очевидно, что это два лагеря, у представителей которых полярные интересы: одни хотят жесткого регулирования в миграционной политике, другие не заинтересованы в том, чтобы что-то менять.
Отсюда видимая разница в подаче инфоповода с задержанным ФСБ при попытке теракта в Ессентуках уроженцем Центральной Азии. В одних источниках все максимально сервильно — «террорист», в других подчеркивается и слово «мигрант», и место его происхождения, и то, что дал присягу запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Да и то потому, что событие уже получило резонанс, а сначала упоминание ИГ аккуратно избегалось, на что обратили внимание некоторые эксперты по Ближнему Востоку.
Первый лагерь свою сдержанность в сведениях традиционно объясняет тем, что «не хочет разжигать межнац». И тут вот что важно понять для себя (если это, конечно, не банальная манипуляция). В стране, население которой состоит из 190 народов, «разжигание межнаца» — это в принципе оксюморон. Межнац — затея сугубо для моноэтничных обществ. У граждан страны есть целый ряд вопросов не к носителям определенных национальностей, а к социальной когорте под названием «мигранты».
К сожалению, в нашей стране данная когорта обладает рядом характерных признаков, среди которых — низкий уровень толерантности к культуре принимающей стороны, слабое желание ассимиляции, высокая потребность в заработке, отсутствие системы четкого внешнего контроля за траекторией карьеры и даже физического перемещения.
В сущности, мигранты гораздо свободнее в вопросах, в которых государство жестко контролирует собственных граждан — такая «серая зона», достаточно питательная для недоброжелателей любого рода, хоть исламских радикалов, хоть украинских националистов, хоть межгалактических захватчиков. Потому что важно само наличие возможности, а если она есть, то рано или поздно найдется и мотив.
В бермудский треугольник миграции, таким образом, можно поместить кого угодно, но в том виде, в каком он существует в России сейчас, теряется всякая возможность контролировать ситуацию. Национальность, страна происхождения, религиозные и политические убеждения тут далеко не на первом месте. И, что характерно, подавляющая часть россиян это отлично понимает.
В России никогда не будет межнационального противостояния, а вот противостояние миграции уже есть. И надо бы решать эту проблему в практической плоскости — вместо того, чтобы бесконечно работать над способами информационной подачи.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»