Один подход заключается в следующем: российский рынок велик, и международные компании крайне активно стремятся здесь присутствовать.
Второй подход утверждает, что российский рынок «никому не нужен» и маргинален.
Оба утверждения неверны.
С одной стороны, в России проживают около 140 миллионов человек, и средний ВВП на душу населения выше, чем в бедных странах. Это значительное количество людей, потребляющих международно-торгуемые товары, включая современную одежду, продукты, технику. Это «интересно».
С другой стороны, 140 миллионов человек со средним доходом — это важный рынок, но не такой уж важный. Для примера, в Китае проживают около 1410 миллионов человек, что значительно превышает население России. Безусловно, средний китаец беднее среднего россиянина, но рынок Китая совокупно значительно превосходит рынок РФ. У такой страны, как Китай, есть сильный рычаг давления через доступ к внутреннему рынку; у РФ его нет.
Таким образом, у российских потребителей и международных производителей существует взаимный интерес, обусловленный выгодой от торговли. Однако этот интерес недостаточно силен, чтобы заставить государства, такие как РФ или члены ЕС, уступить в крупных политических вопросах на коротком горизонте.
Однако я считаю, что в долгосрочной перспективе сохраняющиеся потенциальные выгоды от торговли реализуются на практике. Я не верю в «вечные торговые санкции» — торговля ждет своего дня.
Telegram-канал «Экономика долгого времени»