Posted 17 июля, 20:27
Published 17 июля, 20:27
Modified 18 июля, 01:33
Updated 18 июля, 01:33
Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), которая свяжет Петербург и Москву, приобретает все более четкие очертания — за последние две недели появилось около десятка новостей, так или иначе связанных с этой грандиозной стройкой.
Подобные проекты сейчас активно реализуются в наиболее развитых странах мира. К примеру, в конце 2023 года Китай запустил высокоскоростную железнодорожную линию Фучжоу-Сямынь-Чжанчжоу протяженностью 277 километров. Курсирующий по ней сверхскоростной поезд также разгоняется до 350 км/ч, а время в пути составляет менее часа.
Предполагается, что после запуска ВСМ время в пути между двумя столицами сократится до 2 часов 15 минут. Это вдвое быстрее, чем сейчас на «Сапсане» и всего на 45 минут дольше, чем летит самолет. При этом не надо будет добираться до аэропорта и закладывать время на предполетный досмотр. Еще один существенный плюс заключается в том, что поезда на высокоскоростной магистрали планируется отправлять с интервалами 10-15 минут — такое обещание президенту РФ Владимиру Путину дал министр транспорта Виталий Савельев.
Так что уже принимается как факт, что ВСМ еще активней, чем «Сапсан», будет отбирать пассажиров у авиакомпаний. Правда, из перечня «быстро, удобно, дешево», получится выбрать только два варианта. Тем, кто предпочтет первые два, придется раскошелиться. По первым прикидкам Минтранса РФ билеты на новый скоростной поезд будут стоить около 9-10 тысяч рублей.
Контекст. ВСМ Москва — Санкт-Петербург, о начале строительства которой было объявлено 8 июля, станет первым элементом сети высокоскоростных магистралей в России. Трасса протяженностью 679 км пройдет по территории шести регионов Российской Федерации — Москвы, Санкт‑Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. В итоге между двумя столицами появится отдельная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, по которой можно будет двигаться со скоростями от 200 км/ч в городах (где необходимо минимизировать уровень шума), до 400км/ч на открытой местности. В зависимости от расписания, поезда будут делать до 16 остановок. При этом из Москвы до Твери можно будет доехать за 39 минут, до Валдая — за 1 час 15 минут, до Великого Новгорода — за 1 час 41 минуту. Предполагается, что ежегодно новой линией будут пользоваться не менее 23 млн человек.
Как уже рассказывал «РосБалт», разговоры о том, чтобы построить скоростную железную дорогу между двумя столицами, велись не одно десятилетие — первые попытки разогнать пассажирский состав на линии Москва — Ленинград до скоростей 180-200 км/ч начали делать еще при раннем Брежневе. А пресловутая аббревиатура ВСМ появилась на слуху аж в 1991 году, когда президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва».
Итогом стала памятная петербуржцам яма под фундамент вокзала на пересечении Невского и Лиговского проспектов, которую в 2008 году уже без шума и помпы засыпали, чтобы построить на этом месте торговый центр «Галерея».
После запуска в 2009 году по «обычной» (хотя и реконструированной) железнодорожной колее «Сапсанов», способных преодолевать расстояние от Петербурга до Москвы за три с половиной часа, разгоняясь до 250 км/ч, проект ВСМ ушел на второй план. Но, как видно, не исчез совсем.
Как говорится в сообщении РЖД, на сегодняшний день проектирование магистрали выполнено более чем на 60%, ведется строительство наиболее сложного участка на выходе из Москвы. При этом участок от Петербурга до Зеленограда прокладывается в рамках концессионного соглашения, а строительство выходов из Москвы реализуется в рамках инвестиционной программы РЖД.
Куратором проекта, стоимость которого оценивается в 1,7 трлн рублей, значится вице-премьер Марат Хуснуллин.
14 марта этого года Владимир Путин по видеосвязи принял участие в мероприятии, посвященном началу полномасштабной реализации проекта строительства ВСМ, и в церемонии заливки первого бетона в основание ядерного острова энергоблока № 7 Ленинградской АЭС.
Прямая речь. «Сегодня мы даем старт сразу двум масштабным, значимым проектам — созданию 7-го энергоблока Ленинградской атомной электростанции, а также высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. По каждому из них предстоит большая, напряженная работа. Желаю всем ее участникам успехов. Уверен, что все планы будут реализованы на самом высоком профессиональном уровне. Подчеркну: два этих объекта очень важны для экономики, промышленности, для наращивания нашего инфраструктурного, технологического, энергетического потенциала, для развития регионов и повышения качества жизни людей. Особо подчеркну, что в ходе строительства должны применяться прежде всего отечественные разработки и оборудование. Это важно для дальнейшего укрепления технологической независимости страны», — заявил президент России.
Поначалу в Минтрансе предполагали, что движение по ВСМ удастся начать в декабре 2026 года — такие заявления делались в 2021 году. Затем, как это часто бывает, сроки начали «сдвигаться вправо».
В паспорте государственной комплексной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», с которым в октябре прошлого года ознакомился «Росбалт», обозначено, что завершение строительства «выделенной высокоскоростной железнодорожной линии со специализацией под пассажирское движение Санкт-Петербург — Москва» должно быть организовано по итогам 2027 года.
В августе 2023 года заместитель министра транспорта Валентин Иванов в качестве даты запуска ВСМ обозначил 2028 год. В свою очередь, генеральный директор РЖД Олег Белозеров назвал менее конкретные даты: «Скажем так: мы планируем, что до 2030 года ВСМ будет введена. Будем стремиться максимально сократить сроки, поскольку это улучшает финансовые показатели проекта».
Что касается создания подвижного состава для ВСМ, то им займутся «Синара» (АО «СТМ») и «Трансмашхолдинг» (АО «ТМХ»). В начале прошлой недели заместитель генерального директора группы «Синара» Антон Зубихин рассказал «РИА Новости», что первый высокоскоростной поезд для новой трассы будет собран в 2027 году. Всего по между двумя столицами будут курсировать 43 таких поезда. С РЖД на данный момент заключен контракт на два опытных образца.
По утвержденному проекту, скоростные поезда из Петербурга будут отправляться с Московского вокзала. При этом для обеспечения транспортной доступности терминала ВСМ в Северной столице построят новый тоннель в створе переулка Черняховского от Товарного переулка. Также планируется реконструкция привокзальной площади на Лиговском проспекте, а у Московского вокзала намечена пробивка Миргородской улицы до Чернорецкого переулка.
В Ленинградской области поезда будут делать остановки на станциях Обухово-2 и Жаровская. Еще четыре остановки оборудуют на территории Новгородской, Тверской и Московской областей.
В Москве можно будет выйти на станциях «Петровско-Разумовская» и «Рижская». Около первой сейчас строится современный транспортно-пересадочный узел, который соединит станции метро Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линий с электричками с МЦД-1 (Одинцово-Лобня) и МЦД-3 (Зеленоград-Раменское).
Вокзал ВСМ около станции метро «Рижская» также будет действовать в составе крупного пересадочного узла, который свяжет шесть линий метро и электричек — такими планами в октябре прошлого года поделился мэр Москвы Сергей Собянин.
Конечной точкой ВСМ в Москве станет Ленинградский вокзал. На прошлой неделе стало известно, что он закроется на реконструкцию в августе. «Ленинградский вокзал служит верой и правдой пассажирам более 175 лет! Именно с него уже много лет отправляются высокоскоростные „Сапсаны“ и быстрые „Ласточки“, поезда дальнего следования и пригородные электропоезда. Несмотря на проводимые ремонтные работы, поезда продолжат прибывать и отправляться с вокзала», — сообщается в Telegram-канале Октябрьской железной дороги.
Михаил Макаров