Posted 16 июля, 13:00

Published 16 июля, 13:00

Modified 17 июля, 05:39

Updated 17 июля, 05:39

Михаил Виноградов: Штрафы за самокаты — что так и что не так?

Михаил Виноградов: Штрафы за самокаты — что так и что не так?

16 июля 2024, 13:00
Фото: Ася Шарапова. 1MI
Есть риск, что россияне в итоге получат еще один «налог».

1. Электросамокаты — зло. Хотя да, иногда это часть той силы, которая делает добро.

2. Велосипеды — еще большее зло. Едущий по тротуару велосипедист — заведомый нарушитель правил дорожного движения. Велосипедисты (да и пешеходы) знают ПДД не лучше, чем депутаты Конституцию. (Я, конечно, и сам не то чтобы часто их перечитываю — но знаю, что там написано).

3. Вполне вероятно, что в целом это — удобно и цивилизованно. Несколько раз за эти годы я даже задумывался, не научиться ли пользоваться этими сервисами в ситуациях крайней необходимости. Но моральный барьер и нежелание становиться частью оси зла были сильнее. Хотя вполне вероятно, что это — стереотип. Сев когда-то за руль, я обнаружил, что большинство водителей — вменяемые и даже хорошие люди, ничего не имеющие против друг друга и пешеходов. Наверняка с самокато- и веловодами тоже так.

4. Самокаты и велосипеды — это мировой тренд (особенно после пандемии). Вполне возможно, что все, кому положено, имеют доли в шеринг-бизнесе, но причина не в них, а в общем росте запроса на это. Поэтому борьба с этими видами транспорта — дело почти бесперспективное. А глупая борьба — это примерно как замедление YouTube*. (*Пока писал, наверное, его уже кем-нибудь признали).

5. Существующие ограничения (не знаю, каков их статус) до 25 км/ч на тротуарах и до 20 км/ч во дворах представляются недостаточными. Даже если не учитывать, что подобно автомобилистам во все мире они будут ездить +10/20 км/ч от разрешенной скорости.

6. Нынешние репрессии против велосипедов/самокатов носят характер имитационных кампаний вроде андроповской кампании за трудовую дисциплину. И касаются обычно бесправных мигрантов (примерно как такси, которые теперь зачем-то надо все время тормозить). Казавшееся разрешенным в рамках обычного права вдруг становится наказуемым — а через пару недель все возвращается к тому, что было. И наоборот — борьба за права велосипедных меньшинств иногда будет абьюзить пешеходов, у которых будут красть пространство на узких тротуарах — примерно как на Большой Никитской улице.

7. Штрафы с камер сами по себе — скорее добро, чем зло. Но имеют смысл в том случае, если дорожная ситуация в городе настолько рациональна и отрегулирована, что дает возможность дисциплинированному водителю ездить по правилам. Сегодня для любого самого правильного водителя штрафы — форма неизбежного налога, пропорционального длине пробега. При этом политической воли бороться с водительским дискомфортом (неубранные после ремонтов ограничители скорости) нет, особенно за пределами мегаполисов. Нет оснований считать, что с самокатами будет как-то иначе. Штрафы будут начислять или слишком рандомно, или слишком массово — и это превратится в новый налог (который придется включать в тарифы курьерских услуг). А идеи конфискации самокатов расширят возможности правоохранителей «решать на месте» споры в сложных ситуациях.

8. «Будем строже наказывать за нарушение правил» — это обычно бюрократическая отписка. Повод не брать паузу на осмысление ситуации, интеграцию мирового опыта (где накоплена масса больших данных) и поиск путей компромисса между разноскоростными участниками дорожного движения. Не тот случай, когда стоит копировать сомнительную федеральную схему, предполагающую принятие нового закона и новых санкций в ответ на резонансный инцидент, про который тут же все забыли.

9. Трудно представить, что борьба за причинение горожанам удобств в сегодняшних реалиях не обернется против самих горожан. © «Когда они вводили платную парковку в центре, я молчал. Я ведь не в центре и я не богатый».

10. А так бы хотелось вернуться в старый ламповый мир. Где пешеходы, велосипедисты и автомобилисты имели общего и казавшегося вечным врага — мотоциклистов.