Запад всерьез опасается усиления военной мощи России в Арктике, при этом уже звучат призывы к НАТО разработать «план противодействия Москве» в полярном регионе. Очередным поводом для активизации этих разговоров стал российский корабль «Иван Папанин», который западные СМИ называют «боевым ледоколом».
«Иван Папанин» — это патрульный корабль ледового класса проекта 23550, построенный для ВМФ России на «Адмиралтейских верфях». В конце прошлой недели он завершил этап заводских ходовых испытаний в полигонах Балтийского моря и вернулся в Санкт-Петербург.
Справка. «Иван Папанин» был заложен 19 апреля 2017 года, передача флоту первоначально планировалась на конец 2023 года. 25 октября 2019 года он был спущен на воду, достраивался на плаву. Корабли проекта 23350 строятся как для ВМФ РФ, так и для морских частей Пограничных войск ФСБ России (в последнем случае — шифр «Ермак»). Они могут преодолевать льды толщиной 1,7 м. По данным ТАСС, в исполнении кораблей для ВМФ России предполагается, что в состав вооружения корабля войдет 76,2-мм артиллерийская установка, возможно размещение в контейнерах восьми крылатых ракет «Калибр-К» и/или противокорабельных ракет «Уран».
«Путин крушит арктические льды, пока США едва держатся на плаву», — так называется колонка, опубликованная в минувшую субботу агентством Bloomberg, автором которой стал бывший верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе адмирал ВМС США в отставке Джеймс Ставридис.
Отметив, что после вступления в НАТО Швеции и Финляндии, членами Альянса теперь являются семь из восьми стран мира, имеющих территории за Северным полярным кругом (США, Канада, Дания (поскольку Гренландия — ее зависимая территория), Исландия и Норвегия, Ставридис напомнил, что Россия, тем не менее, остается крупнейшим прибрежным государством Северного Ледовитого океана, занимающим около половины его берегов.
При этом адмирал подчеркнул, что у президента РФ Владимира Путина «самая активная и последовательная» арктическая программа: «Москва расширяет и обновляет свой и без того грозный флот ледоколов, за последние четыре года русские ввели в эксплуатацию три новых атомных судна, и как минимум еще три находятся на строительных верфях». Отдельно Ставридис отметил испытания «весьма впечатляющего» корабля «Иван Папанин», которые вызвали повышенный интерес у натовских специалистов. Он пишет о том, что вслед за «Папаниным» Россия готовиться ввести в строй еще два корабля такого же класса, добавляя, что «эти новые боевые ледоколы обладают значительной наступательной мощью».
По боевым возможностям адмирал сравнивает российские корабли проекта 23350 с американскими эсминцами «Арли Бёрк» (Arleigh Burke), оснащенными управляемым ракетным оружием четвертого поколения. «У русских скоро появится боевой корабль, способный прорваться сквозь ледовый покров практически в любых зимних условиях. Единственными сопоставимыми по ледокольным характеристикам судами являются норвежские корабли класса Svalbard, но им не хватает наступательных боевых возможностей», — бьет тревогу Ставридис.
«Россия движется на Север и ее арктические возможности больше не являются шуткой», — заявил адмирал, призвав Североатлантический альянс принять новую стратегию для полярного региона, состоящую из четырех пунктов:
Работа в этом направлении уже ведется — на недавнем саммите НАТО в Вашингтоне была анонсирована инициатива под названием «Усилия по ледокольному сотрудничеству» (Icebreaker Collaboration Effort, ICE). В конце прошлой недели агентство Reuters со ссылкой на «высокопоставленного представителя Белого дома» сообщило о том, что США, Канада и Финляндия создадут консорциум для строительства ледоколов с целью «поддержать судостроение союзников и противостоять России и Китаю во все более стратегически важных полярных регионах».
Предполагается, что консорциум займется созданием флота ледокольных судов для «проецирования силы» в полярных регионах, а также «обеспечения соблюдения международных норм и договоров». При этом источник Reuters в администрации США, назвал это «стратегическим императивом».
Вашингтон всерьез обеспокоен просадкой темпов американского судостроения на фоне успехов в этой же области, которые демонстрируют Москва и Пекин. В то время, как у России более 40 ледоколов, и еще больше в производстве, у США осталось только два ледокола, и оба приближаются к концу срока службы. В связи с этим в рамках инициативы ICE предполагается увеличить объемы строительства кораблей в несколько раз по сравнению с текущими — США и их союзники хотят получить от 70 до 90 ледоколов в течение ближайшего десятилетия, что обойдется как минимум в $10 млрд.
Ледоколы есть также у Канады и Финляндии (в общей сложности несколько десятков), при этом Канада в начале этого месяца заявила о намерении приобрести до 12 подводных лодок «для укрепления обороны в Арктике» вдобавок к уже имеющимся четырем, которые устаревают и требуют все более дорогостоящего обслуживания. «У нашей страны самая длинная береговая линия в мире, и она нуждается в новом флоте подводных лодок», — заявил канадский министр обороны Билл Блэр.
При этом в Оттаве прогнозируют, что к 2050 году Северный Ледовитый океан может стать самым эффективным судоходным маршрутом между Европой и Восточной Азией, что повышает необходимость «укрепления безопасности» в регионе.
Что касается Финляндии, то ее министр обороны Антти Хяккянен уверен, что «НАТО обладает мощным потенциалом в Арктике». Вместе с тем, он призвал увеличить военную мобильность между северными странами Альянса на суше и на море. По словам Хяккянена, одним из ключевых вопросов развития для НАТО в ближайшие годы станет улучшение транспортного сообщения между Финляндией, Норвегией и Швецией, чтобы можно было беспрепятственно перебрасывать войска между этими тремя странами.
Как отметил финский министр, это особенно важно, учитывая, что «российские военно-морские и военно-воздушные силы активно действуют в Арктическом регионе, например в Северном Ледовитом океане».
Михаил Макаров