Posted 12 июля, 18:14
Published 12 июля, 18:14
Modified 16 августа, 13:06
Updated 16 августа, 13:06
Парламент Финляндии в пятницу после многомесячных жарких дискуссий принял так называемый закон «О выдворении». Теперь финские власти могут не выполнять часть ранее принятых обязательств и общеевропейских соглашений, в рамках которых они должны были оказывать помощь мигрантам, попросившим об убежище при пересечении границы.
Начиная с лета прошлого года в Финляндию с российской территории прибыли более 1300 «просителей убежища», в основном из стран третьего мира, в частности, из Сирии и Сомали. В связи с этим финны сначала частично, а потом полностью и «бессрочно» закрыли границу с РФ, обвинив Москву в злонамеренном содействии этому миграционному наплыву в рамках «гибридной войны». В МИД РФ в ответ заявили, что попытки Финляндии переложить на Россию ответственность за ситуацию на границе, «являются неуклюжими оправданиями».
Контекст. Финляндия полностью закрыла восточную границу, протяженность которой составляет 1340 км. Не действуют как КПП на автомобильных дорогах, ведущих в Россию («Иматра», «Куусамо», «Ниирала», «Нуйямаа», «Райа-Йоосеппи», «Салла», «Ваалимаа» и «Вартиус»), так и пункты пропуска водного транспорта («Хаапасаари», «Сантио» и порт «Нуйямаа»).
Похоже, что далеко не все финны, несмотря на жесткую риторику их властей в адрес восточного соседа, рады заблокированным путям сообщения с Россией. Не случайно ряд высокопоставленных финских чиновников связывали с принятием закона «О выдворении» возможность открытия КПП на границе с РФ, мотивируя это тем, что теперь на нелегалов появится управа.
Принятый закон носит временный характер и будет действовать один год. Для его вступления в силу потребуется совместное решение правительства и президента Финляндии. Документ позволит властям Финляндии отказывать людям, пытающимся перечь ее границу, в просьбе об убежище, без возможности апелляции.
В Хельсинки уверены, что эта проблема по-прежнему носит острый характер — президент Финляндии Александр Стубб недавно вновь заявил, что в Ленинградской области находятся люди, ждущие возможности попасть в Финляндию, и Россия якобы «способна направить более тысячи мигрантов на границу в течение нескольких часов».
Правительство Финляндии, которое возглавляет Петтери Орпо, уверено, что закон «О выдворении» имеет жизненно важное значение для защиты границы, даже несмотря на то, что он противоречит международным обязательствам Финляндии в области прав человека.
Прямая речь. «Это мощный сигнал России и нашим союзникам о том, что Финляндия заботится о своей собственной безопасности, а также о безопасности границ Европейского союза», — заявил Орпо журналистам в Хельсинки после одобрения закона парламентом.
Ранее финский премьер называл «нашествие беженцев», российской «гибридной операцией», подчеркивая, его правительство «отказывается ее принять» и расценивает как угрозу национальной безопасности.
Законопроект «О выдворении», разработанный правительством Орпо еще в марте, вызвал большие споры в Финляндии — против него активно выступили левые политики, утверждающие, что речь идет о прямом нарушении законодательства Евросоюза и попрании прав человека. Документ «застрял» в парламенте, где споры продолжались более четырех месяцев. Из-за этого закону пришлось придать статус «чрезвычайного», в связи с чем для его принятия потребовалась поддержка 5/6 от общего числа депутатов. В итоге в эту пятницу из 200 финских законодателей «за» проголосовали 167, против — 31.
В это время, как сообщают финские СМИ, в парламенте прошла акция протеста — на балконе зала заседаний появились демонстранты, кричавшие «Голосуйте за свои ценности!» и «Ни один человек не является незаконным!».
Однако большинство финнов полагают, что для защиты национальных границ можно нарушить международные соглашения по правам человека. По данным ряда опросов, такой позиции придерживаются около двух третей граждан Финляндии.
19 мая Петтери Орпо предположил, что если закон «О выдворении» будет принят, это позволит «осторожно открыть» границу с Россией. Представитель финского МВД Санна Пало, участвовавшая в подготовке законопроекта, также полагает, что принятое решение создаст предпосылки для открытия шлагбаумов. «Сделать это можно хоть сейчас, если будет желание и возможность», — заявила она.
В то же время бывший министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто считает, что на гибридные угрозы можно реагировать и без чрезвычайного закона. Он рассказал журналистам, что сначала относился к законопроекту с осторожным оптимизмом, но потом ему стало ясно, что в документе есть фундаментальные проблемы. «В зале парламента не должны приниматься законы с неясными юридическими последствиями», — подчеркнул он, отметив, что принятый закон «вряд ли откроет восточную границу».
Финские СМИ также цитируют высказывание эксперта по международному праву Мартти Коскенниеми о том, что закон «О выдворении» не только противоречит европейскому законодательству, но и не имеет никакого значения для безопасности. «Путин в Москве не будет читать этот закон, когда станет решать, какие действия он хочет предпринять на границе с Финляндий», — заявил Коскенниеми.
Глава Союза левых сил Ли Андерссон, голосовавшая против закона, и вовсе назвала 12 июля «печальным днем для финского правового государства и прав человека».
Петтери Орпо уже пришлось выступить с разъяснениями, что принятый закон не противоречит конституции, поскольку является чрезвычайным. «Никому не нужно беспокоиться о том, что после этого голосования в Финляндии не будет верховенства закона», — заявил он, добавив, что его правительство будет продвигать общее решение по защите границ в рамках ЕС, и этот вопрос уже обсуждался с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
Как ожидается, финское правительство может рассмотреть вопрос об открытии границы с Россией на следующей неделе.
Михаил Макаров