Слабый курс действительно может иметь положительное влияние на бюджет. Однако резкое и чрезмерное ослабление рубля вызовет неконтролируемые отрицательные последствия, которые перевешивают выгоды.
Поэтому в почти еженедельном падении рубля на 2-3% виновато не столько правительство, сколько торговый баланс, рыночная конъюнктура и санкции.
Ослабление национальной валюты обычно происходит постепенно, без сильной волатильности. Падение на 2-3 рубля за час может быть вызвано панической распродажей участниками рынка или большим выводом средств нерезидентами. Такое девальвирование в пользу бюджета не происходит.
Минфин не находится в безвыходной ситуации, и у него есть источники пополнения казны. Фонд национального благосостояния (ФНБ) открыт для продажи юаней в рамках бюджетного правила, что слегка укрепляет рубль. Кроме того, Минфин регулярно размещает новые облигации федерального займа (ОФЗ), которые выкупают российские банки. Дефицит бюджета в размере 3% ВВП — не такая большая проблема, как кажется.
Чрезмерное ослабление рубля при относительно восстановленном импорте разжигает инфляцию. Центральный банк держит ее не выше 4%, и если курс рубля начнет угрожать этой цели, ЦБ начнет продавать юани в большем объеме, чтобы влиять на рубль через кросс-курсы. А еще ЦБ может ограничить вывод капитала из страны, что снизит спрос.
Текущий курс не решит проблему дефицита бюджета, а дальнейшее ослабление рубля, которое может привести к перекрытию дефицита, будет заблокировано из-за инфляции.
Таким образом, влияние дефицита бюджета на курс — не единственная причина его ослабления. Торговый баланс, рыночная конъюнктура и санкции — вот что оказывает значительное влияние.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»