Те, кто занимался выборами и партстроительством в начале 2000-х, еще помнят, как в региональные отделения партий приходили настоящие политические тяжеловесы — ресурсообеспеченные, амбициозные, целеустремленные. Выборы были конкурентными, не всегда предсказуемыми. Региональные отделения партии власти претендовали на роль равноправных партнеров власти исполнительной. Региональные отделения партий системной оппозиции имели высокую степень автономии.
Теперь это считается искусственным приданием субъектности региональным отделениям политических партий, что предопределяло их зависимость от политики, проводимой региональными политическими элитами. Такой подход нынче не в тренде. А линия нынче должна быть одна. Прямая.
Переход от федерализма к унитарному централизованному государству не мог не сказаться на положении региональных элит, что в свою очередь отразилось на отделениях партий в регионах. Дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина — вот и все, что от них требуется. Вертикаль как доминанта, установка на минимизацию региональной самостоятельности, на отказ от личных амбиций не способствует притоку ресурсных и самостоятельных тяжеловесов, зато облегчает управление. Партийно-политическая система становится все более имитационной. Можно и нужно ли тут что-то менять?
Нельзя решить частных задач, не решив задач общих. Деградация региональных партийных отделений — лишь одно из проявлений системной проблемы: региональные элиты перестали видеть полезность партий для себя. Региональные элиты утратили автономию. Конечно, Россия — страна многообразная, где-то еще сохраняются остатки региональной вольницы. Но эффективным инструментом представительств интересов региональных элит партии перестали быть повсеместно. Партийной работой люди занимаются с подачи исполнительной власти как обязанностью, а не ради игры как таковой. Сама исполнительная власть в регионах зависит не от воли избирателей, а от отношения вышестоящего начальства. …
Мотивации заниматься партстроительством нет. Становится все скучнее и скучнее, а реготделения партий превращаются в приложение к местной бюрократии. «Единая Россия» как системообразующая несущая конструкция при этом страдает меньше всего. Более того, ей уже нет необходимости ходить без административных костылей. Ее результат — забота общая. Но она хотя бы ходит. И имеет все атрибуты партии. В отличие от остальных, которые самостоятельно ходить скоро совсем разучатся. Таковы издержки политической сверхцентрализации.
Хорошо это или плохо? Зависит от целеполагания. Во времена СВО это скорее хорошо. Управляемость, предсказуемость, лояльность — три опоры системы. Но в условиях мирного времени партийно-политическая система без возможности внутриэлитной конкуренции даже на минималках, без привлекательности системной оппозиции для ресурсных акторов, без способности хотя бы к постановочной электоральной конкуренции становится памятником себе самой. Полуторапартийная система будет стремиться стать однопартийной. Такое мы уже проходили.
Нужна ли в регионах политическая конкуренция? Нужна ли она вообще? Прежде, чем обсуждать меняющуюся роль региональных партийных отделений, надо дать ответ на этот простой и одновременно сложный вопрос.
Константин Калачев, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»