Это очень неоднозначная история. И, наверное, простых выводов не будет. Я сейчас не об оргвыводах, которых сам «Зенит» раз за разом избегает (там может хоть глава клуба Александр Медведев изображать под видеозапись нечто напоминающее половой акт в отношении «Спартака», но комитет по этике почему-то до сих пор никак не соберется), зато из пальца высасывает проблемы в адрес любых других конкурентов (надо ли напоминать, что наказали казанского футболиста Безрукова за невинную шутку про «деньги на карточку»?) Я о выводах, которые может сделать абсолютно любой человек, следящий за футболом.
Итак, что случилось? В минувшее воскресенье на NOVA ARENA проводилась игра чемпионата страны по пляжному футболу. Играли местные против московского «Спартака». Зрителей, судя по имеющимся в интернете видеороликам, пришло не так много. Трибуны откровенно пустовали (процент свободных мест был куда выше, чем на регулярных матчах «Зенита»). Одна из групп болельщиков вывесила фанатские флаги. В их числе оказался флаг (по другим данным — баннер, но вряд ли это имеет принципиальное значение) с символикой небезызвестной бригады «Эспаньола».
Если вы далеки от спортивной темы, то вкратце скажем, что это добровольческое объединение, состоящее из фанатов разных клубов — не только футбольных, — участвующих в СВО. В начале прошлого хоккейного сезона игроки ХК ЦСКА выходили на лед в символике «Эспаньолы», что вызвало тогда огромное количество споров среди болельщиков и экспертов в социальных сетях.
К группе болельщиков подошла сотрудница «Зенита» Мария Измайлова. В ряде источников почему-то указано, что она сотрудница РФС, но в ее социальных сетях написано только про «Зенит». Впрочем, какое это имеет значение, если сегодня весь российский футбол живет по принципу «есть „Зенит“ - и есть все остальные»? Вспоминается Джордж Оруэлл: «Все животные равны, но некоторые животные равнее других» (цитата из книги «Скотный двор»).
Девушка потребовала снять флаг подразделения «Эспаньола». Болельщики отказались, в итоге она вызвала на место сотрудников Росгвардии, попутно заявив, что «Эспаньола» поддерживает нацистов.
Полное видео разговора уже появилось в интернете:
Загрузка…
Чем закончилась история, я не знаю. Вывели молодого человека со стадиона или нет, сняли флаг или это не удалось. Проблема-то не в локальной истории. Мне, если честно, несимпатичны тут ровно все.
С одной стороны, не нравятся доводы огромного количества людей вокруг — телеведущих, политологов, а также тех, кого я в кадре не вижу, но кто все это снимает на телефон и при этом вместо аргументов начинает раз за разом воспроизводить текст про СВО. В нынешних условиях это прием, совершенно не встречающий никаких контрдоводов (что объяснимо).
Сколько раз в какой-нибудь телевизионной студии, на ток-шоу, пункт за пунктом объясняешь, например, что российские спортсмены должны ехать на Олимпиаду, а тебе кто-то поперек всего возразит: «Это предательство! В тот момент, как наши ребята на СВО защищают Родину…» И так далее. И ты либо объясняешь, что спорт отдельно, политика отдельно, либо просто опускаешь руки, потому что люди начинают повторять одно и то же, уже утратив способность слушать тебя.
Но все это — с одной стороны. Есть и с другой.
В любом следовании регламенту существует такое понятие, как разумность и рациональность. Ты столкнулась с жестким отпором, с какой целью тогда продолжаешь настаивать на своем? Почему работа в ФК «Зенит» на всех абсолютно сотрудников этой команды накладывает какой-то удивительным образом несмываемый отпечаток?
Еще лет 13-14 назад я столкнулся с интересным феноменом. Человек, работающий в клубе — неважно кем: водителем автобуса, тетенькой на раздаче в столовой на базе в Удельном — на вопрос о месте работы знаете что отвечает? «В Газпроме». Да, именно так. Сталкивался много раз. Не в «Зените», нет — именно в «Газпроме».
Вы удивляетесь, почему перекормленные деньгами футболисты так бездарно играют? Почему эффективность вложенных в питерский футбол денег — одна из самых низких даже в деградирующей РПЛ? Ну а почему мастера мяча должны отличаться от мастеров регламента, от тех, кто призван следить за порядком?
Девушка, судя по фото из соцсетей, милая и симпатичная. Но работа в сфере безопасности — это не ее. Да и вообще, от работы с людьми я бы барышню подальше отодвигал.
Фанат задает логичный вопрос: раз этот флаг не разрешен, так как не согласован с организаторами (да, есть такая опция в российском футболе, надо все согласовывать), покажите, какие флаги на сегодняшний матч согласованы? Мария Измайлова показывает ему список изображений — и он не бьется с тем, что на стадионе реально вывешено. Согласованных нет, а висят те, которых нет в списке. Но, уличенная во лжи, девушка не отступает. И тут — если хватит сил видео досмотреть — срывается на детско-подростковое, словно во дворе: «Ксюша! Иди сюда!» А когда аргументы и вовсе заканчиваются, всех собравшихся называет нацистами. А это, опять же, — в копилочку тех характеристик, что можем выдать сотрудникам «Зенита» — ой, конечно же «Газпрома»!
«Газпром» тратит деньги на самые разные спортивные цели. Андрей Аршавин накануне так и вовсе заявил, что руководство «Зенита» занимается всеми видами спорта. Но на футбол — особенно много и с особенным удовольствием. Наверное, на персонал тратится тоже немало. Нет, наверняка у водителя или буфетчицы КПД (то есть соотношение потраченных денег и полученного результата) все-таки повыше, чем у футболистов. Но почему в клубе такое количество некомпетентных людей? Как это объяснить?
«Газпром» в мире спорта давно похож на распоясавшегося жениха на свадьбе. Берет он девушку из бедной семьи, но уже во время праздника начинает швыряться деньгами, недвусмысленно давая понять всем собравшимся — и тестю, и всей новой родне, — что он купил всех с потрохами. А если есть у тебя в избытке деньги, то ты, получается, всегда прав?
«Зенит» умудряется «отличаться» везде и во всем. И это уже приводит к тому, что концепция «Один город — одна команда» перестает работать. Да, для многих петербуржцев, уехавших в другие регионы, болеть за «Зенит» — это значит не терять связи с родным городом, позиционировать себя, будучи в любой точке на карте, как петербуржец. Но одновременно каждый из нас знает огромное количество людей в Северной столице — из тех, что искренне любят футбол, — которые никогда не будут болеть за «Зенит». Принципиально.
И есть у меня много адекватных журналистов и — простите за феминитив — журналисток (боже, я смог сказать это!), кто страшно переживает, что для очень многих в стране прекрасный город ассоциируется с этим страшным футбольным чудищем — неудобной «Газпром Ареной» и вызывающим резкое отторжение «Зенитом».
Дальше — уже в зависимости от своих политических взглядов — люди произносят разные аргументы: кто-то готов пересчитать выброшенные на бразильскую сборную в «Зените» деньги на количество дронов, которое можно было бы отправить на фронт; кто-то не будет выходить за рамки чисто футбольных обсуждений, но искренне будет не понимать, зачем «Зенит» скупает ровно все. Иногда берет даже тех игроков, кто прочно и надолго сядет на лавку, делая это только для того, чтобы ослабить конкурентов.
Но суммы потраченных денег никогда впрямую не коррелируют с окончательным результатом. Когда доступ на международную арену еще был открыт, «Зенит» регулярно получал щелчок по носу от команд куда более «дешевых». Сейчас на товарищеские турниры в Питер приезжают весьма посредственные клубы, но и они, как видим, легко расправляются с «Зенитом».
Я не баснописец Крылов, чтобы завершить повествование какой-то моралью, у меня только один вопрос: неужели никого из этих людей не учили, что у расходной статьи во главе угла должна быть эффективность, а работать на позициях, связанных с общением с людьми, должны профессионалы, которым не мерещатся кругом нацисты?
Николай Яременко, главред ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России (ФСЖР), доцент Финансового университета при правительстве РФ