Федерация спортивной борьбы и федерация дзюдо с разницей в несколько дней запретили своим спортсменам — тем, кто уже отобрался на Игры в нейтральном статусе и получил приглашение от МОК, — ехать в Париж.
Я давно подозревал отечественных спортивных функционеров в отсутствии головы. Но никак не предполагал наличия у них такой безграничной подлости. Ведь что произошло? Когда МОК уже составил списки приглашенных, когда спортсменам в нейтральном статусе приглашения уже были разосланы, сверху спустить директиву: мы не едем, потому что в наших видах спорта отобрали отнюдь не лучших.
То есть сейчас кричать про невыносимые условия уже поздно. Без флага и гимна люди выступали на чемпионатах, отборочных турнирах. Все ждали, кто конкретно отберется и будет соответствовать всем заранее озвученным критериям. И вот когда поставлена точка, находятся люди, которые берут ластик и все равно начинают что-то править.
Это не МОК делит спортсменов — их делят свои же. Это подло и страшно некрасиво. Ах, мы не поедем, потому что в борьбе отобрали не лучших! В дзюдо тоже отобрали не лучших! То есть если бы поехали те, кто устраивает федерацию, — это нормально. Тогда это не предатели, тогда они едут, потому что спортсмены и должны развиваться. А вот если едут не те, на кого ставку делала федерация (хотя она и не участвует — все спортсмены из РФ выступают в индивидуальном статусе), то они сразу предатели? И должны от поездки отказаться, потому что выбрали их, а не тех, кого кто-то считает более достойным? Это подлость куда большая, чем действия МОК.
«Решение о поездке на Олимпиаду должны принимать спортсмены. Об этом говорил наш президент, об этом говорили люди, которые разбираются в спорте», — напомнила олимпийская чемпионка, а ныне депутат Госдумы Светлана Журова.
Увы, выходит, что слова президента не были услышаны. В заявлении ФСБР, например, сказано:
«Решение об отказе от участия в Олимпиаде было принято вместе с тренерами и спортсменами национальных сборных, российская федерация пошла на такой шаг, так как считает, что МОК пытался подорвать принцип единства национальной команды».
Тут что ни слово — то нарушение всех принципов, под которыми стороны давно подписались.
Что значит «совместно с тренерами»? Де-юре спортсмены выступают в нейтральном статусе и не могут пользоваться госфинансированием — ни впрямую, ни опосредованно. Представители федерации (в том числе тренеры) не едут! Давить на спортсмена не могут.
Дальше. Каких таких «национальных сборных»? Какой такой «национальной команды»? Их не существует в принципе. Они под санкциями. Ну, нравится РФС и Валерию Карпину называть сборную рандомно подобранных игроков с российскими паспортами сборной России по футболу — ради бога. Только играют они со сборной Белоруссии, находящейся в схожем статуе. С борьбой и дзюдо — та же история. Однако эти спортсмены — в отличие от футболистов — могут участвовать индивидуально. И им это запретили сверху.
А потом еще добивают бредом: «Может ли спортсмен считать свою карьеру успешной без победы на Олимпиаде? 100%. У нас ведь есть ряд соревнований, которые приравниваются к ним по статусу. Те же Игры дружбы».
Светлане Журовой, видимо, забыли рассказать, что потешные «Игры дружбы» вообще отменили, так как ни денег для них не осталось, ни приезжать на них никто не собирается. И мой товарищ Антон Лисин, работающий в оргкомитете Игр, ночь перед открытием Питерского форума аккуратно отламывал циферки 2024 со стенда этих «Игр» — ведь все делают вид, что они когда-нибудь пройдут. Просто пока неизвестно, в каком году.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России, доцент Финансового университета при правительстве РФ