Удивляют массовые сожаления сочувствующих по поводу вылета сборной Италии. Да, у каждого свое восприятие окружающего мира, но я 43 года наблюдаю за реакцией на международные матчи — и часто недоумеваю по поводу этой любви к скуадра адзуре.
Мой первый чемпионат мира прошел в 1982 году, и с тех пор я италофоб. Три абсолютно невыразительных матча на групповой стадии. Все три — унылые ничьи, и выход дальше только потому, что у Италии по мячам 2:2, а у Камеруна 1:1. Там вообще безумно вялая группа была — я такой больше никогда не видел. Пять ничьих. К ничьей шел и шестой матч, но Польша во втором тайме раззабивалась.
На втором групповом этапе случилось несчастье — и с Аргентиной, которая была тенью себя 4-летней давности, и с великой Бразилией. Матч с Италией был маятником и остановился на 3:2. Дальше был полуфинал с невыразительной Польшей, у которой в активе к тому моменту в пяти матчах было только две победы — над Перу и Бельгией, которая тогда к грандам точно не относилась. А в финале повержены были немцы, обессиленные драматичным полуфиналом с французами (когда они спаслись при счете 1:3 в дополнительное время).
Тогда я не грустил. Мне не с чем было сравнивать. Но фальшь от третьего чемпионства Италии я чувствовал. Первые два — в 1934 и 1938 годах — я по объяснимым причинам не застал. Чемпионство Италии в 2006 году для меня уже стало трагедией, фиаско того футбола — немецкого, французского, бразильского, — который я всегда любил.
Поэтому не понимаю, как о вылете вот такой Италии можно грустить. Или любители этой сборной получили инъекцию того ЧМ-1982? Всем кажется, что после антифутбола сборной повезет?
Не повезло. И должно было в воскресенье не повезти другому представителю мучительного футбола — сборной Англии. Но, как сказал один из коллег, нельзя было верить в победу Словакии, потому что от Англии никогда так просто не избавишься. И тем не менее до 90+5-й минуты Англия проигрывала. Однако овертайм, в который британцы перевели игру, показал, что команда даже немного проснулась.
Реакция на Евро в России — очень характерная. Хотел было написать, что мне нравится, как комментирует Константин Генич. К месту в телеэфире были все истории, байки, замечания по поводу и т. д. Я даже удовольствие стал получать от историй про комаров, Киммиха и Нагельсмана. Но на 35-й минуте судья из-за погодных условий прерывает матч и уводит команды в подтрибунное помещение. Потому что с неба льет, как из ведра, сыплет градинами и сверкает молниями. Рекомендации ФИФА и УЕФА четко определяют: судья делает все, чтобы сберечь жизни и здоровье участников матча. И вот тут становится понятно, что комментатор — из страны, где мало задумываются о стоимости человеческой жизни. «И что такого? Ну, молния — и что? Посмотрели бы на ЦСКА — „Ростов“», — заявляет Генич.
Честно говоря, не очень приятно такое было слышать. Это всего-навсего футбол, шоу-бизнес. Почему тут кто-то должен умирать на поле?
Вообще, поймал в выходные себя на мысли, что все меньше становится футбольных госжурналистов, которых интересно читать. Привычка видеть в белом черное приводит к деформации восприятия спорта. Пишут: ах, судьи убивают футбол своими миллиметровыми офсайдами! Хотя современные технологии полуавтоматического определения положения «вне игры» полностью убирают любые подозрения в пристрастности, нечистоплотности или просто ошибках от того, что судья не успел, не доглядел, просмотрел.
Ну и отдельная история — рекламные ролики. Раньше меня раздражала реклама «Умалата». Но теперь я понял, что ее просто было слишком много, а по сути своей она милая и добрая: вкусный хлеб, свежие овощи и зелень переносят героя ролика в виртуальную реальность, где есть только добрые люди, широкое застолье и правильный сыр. Реальный же позор — это реклама «ГигаЧат». Ложный пафос, неискренность — в каждой фразе, каждом кадре, в обращении к фанату… Марш каких-то дурновкусных комсомольцев с пошловатыми стихами.
Должен признать, что в целом медийная история вокруг футбола в России ничего, кроме стыда, у меня уже не вызывает.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России, доцент Финансового университета при правительстве РФ