Члены Демпартии США шокированы ставшей во весь рост угрозой потерять Белый дом на президентских выборах 5 ноября и всерьез задумались о замене своего кандидата — так можно сформулировать основной лейтмотив комментариев по итогам первых очных дебатов Джо Байдена и Дональда Трампа, которых с трепетным предвкушением ждали во всем мире.
Претенденты на пост президента Соединенных Штатов, встретившиеся в пустынной студии CNN в Атланте (дебаты впервые проходили без зрителей в зале), отказались пожимать друг другу руки, сразу задав бескомпромиссный тон дальнейшей баталии.
И хотя политологи, журналисты, профессиональные фактчекеры и прочая неравнодушная публика продолжают подсчитывать, кто из кандидатов сколько раз соврал или накосячил в пылу полемики (в целом получается примерно поровну), вердикт американцев оказался беспощаден — по результатам опроса CNN 67% зрителей дебатов присудили победу Трампу и только 33% поддержали Байдена.
И хотя действующий президент США бодрится, делая вид, что ничего непоправимого не произошло, — после дебатов он демонстративно зашел в кафе пообщаться с простым народом, — реакция на исход его словесного поединка с Трампом со стороны журналистов, которые в американских реалиях в основном и «делают погоду» на выборах, превзошла самые негативные ожидания штаба демократов.
«Миллионы людей в прямом эфире стали свидетелями конца политической карьеры Байдена», — не стесняется в выражениях New York Post. Заголовки других СМИ тоже бьют наотмашь.
По впечатлениям очевидцев, Байдену, который, как назло, простудился прямо перед дебатами, было трудно даже просто находиться на сцене и концентрироваться на том, что он слышит. Его речь была еще более неразборчивой, чем обычно, и он так и не смог избежать своих «фирменных» оговорок, которыми тут же стремился воспользоваться Трамп, выглядевший куда более бодрым и заряженным на победу.
«Мы в заднице», — цитирует РБК реакцию одного из собеседников CNN среди представителей Демократической партии на выступление Байдена. Во время эфира доноры присылали на телефон сообщения со словами «что за фигня», рассказал журналистам один из политконсультантов. «Наша единственная надежда — что он уйдет сам, мы заменим его на съезде или он умрет. В противном случае, черт возьми, нам конец», — добавил он.
Как видно, основной темой для обсуждения стал вопрос, хватит ли Демпартии решимости «похоронить» результаты праймериз (предварительных выборов, на которых сторонники партии выбирали наиболее подходящего кандидата). Дело в том, что Байден праймериз не просто выиграл, а прошел сквозь них как танк, не встретив ни малейшего сопротивления. Так что вместо него придется искать такого кандидата, который за оставшиеся до дня голосования четыре с небольшим месяца сумеет настолько «раскрутиться» на национальном уровне, чтобы у него возникли реальные шансы одолеть уже почувствовавшего запах победы Трампа.
Вполне возможно, что первая паника после дебатов спадет и в умах демократического истеблишмента возобладает принцип «лучшее — враг хорошего». Действительно, Байден при всех его минусах остается живым символом для многих американцев. В том числе, что немаловажно, для тех, кто готов проголосовать за кого угодно, лишь бы не дать Трампу вернуться в Белый дом.
Главное, что сам Байден явно не готов выкидывать белый флаг и добровольно уступать кому-либо дорогу. Вдобавок у демократов нет очевидной кандидатуры ему на замену — бывшая первая леди Мишель Обама, про которую чаще всего вспоминают, когда заходит этот разговор, пока всеми силами открещивается от перспективы возвращения в большую политику.
Так что Демпартия, как это было в известном фильме «Хвост виляет собакой», может сделать своим главным предвыборным лозунгом фразу «коней на переправе не меняют». После чего ждать 5 ноября, покорясь судьбе. В любом случае на размышления есть еще почти два месяца — съезд Демократической партии, делегаты которого своим голосованием утвердят кандидата в президенты, планируется провести в Чикаго 19–22 августа.
Тут, конечно, нельзя не напомнить, что Чикаго — родной город Мишель Обамы, в его южных пригородах она родилась и выросла. Да и после учебы в Принстоне и Гарварде мисс Мишель Лавон Робинсон (как ее звали до свадьбы) выбрала для начала карьеры именно Чикаго. При этом финальная часть пути ее мужа к президентскому креслу пролегла через пост сенатора от штата Иллинойс, где как раз и расположен Чикаго. Эти обстоятельства, конечно, будут влиять на умы демократических функционеров все время, оставшееся до партийного съезда.
Что касается России, то нас, конечно, прежде всего интересует позиция кандидатов по проблеме урегулирования украинского конфликта. Однако ни Байден, ни Трамп тут не заявили ничего реально важного — эту тему они использовали лишь для того, чтобы посильнее уязвить друг друга.
Байден сказал, что «никогда еще не слышал таких глупостей», как предложение Трампа вывести США из НАТО. Тот в ответ обвинил действующего президента в том, что Америка терпит из-за него крах, никто его не уважает и Байден вот-вот втянет страну в третью мировую войну.
При этом Трамп в очередной раз пообещал разрешить кризис на Украине, как только станет президентом. В подробности он, как всегда, не вдавался, отметив лишь, что условия для прекращения конфликта, которые выдвинула Москва, его не устраивают. В сухом остатке это, пожалуй, и все.
Михаил Макаров