Парламент Финляндии рассматривает так называемый «Закон о пограничной процедуре» иначе называемый «О выдворении», в соответствии с которым с 1 сентября будут ограничены перемещения лиц, ищущих убежища, а также ускорен процесс рассмотрения их заявлений. Президент страны Александр Стубб ранее провозгласил, что принятие такого закона должно позволить открыть КПП на границе Финляндии с Россией.
Стубб накануне заявил в интервью финским СМИ, что вблизи Санкт-Петербурга и в Ленинградской области по-прежнему находятся мигранты, ждущие возможности попасть в Финляндию. При этом, по его словам, Россия якобы способна в течение нескольких часов переместить на границу более тысячи просителей убежища.
«Россия переправляла мигрантов из Ирака, Йемена, Сирии и Эфиопии. В такой ситуации задача финских органов власти — убедиться, что подобной деятельности будет положен конец», — заявил Стубб, подчеркнув, что именно для этого нужен новый закон.
Напомним, что Финляндия держит восточную границу, протяженностью 1340 км, закрытой с конца прошлого года, мотивируя это тем, что российская погранслужба перенаправляет на финскую территорию людей из третьих стран без необходимых въездных документов. В Хельсинки это называют «гибридным влиянием» со стороны Москвы.
В ночь с 17 на 18 ноября 2023 года Финляндия без предупреждения закрыла четыре пограничных пункта на границе с Россией — «Ваалимаа», «Нуйямаа», «Иматра» и «Ниирала». Вслед за этим власти в Хельсинки заявили, что готовится план дальнейших действий на границе с Россией с целью «обеспечить безопасность финнов». 22 ноября финское правительство приняло решение закрыть еще три пункта пропуска — «Келлоселькя», «Куусамо» и «Вартиус». Работать остался только один переход, самый северный — «Рая-Йоосеппи» (с российской стороны «Лотта»), однако еще пять дней спустя был закрыт и он.
Как говорится в пресс-релизе финской погранслужбы, решение полностью и бессрочно закрыть границу, включая водные пункты пропуска «Хаапасаари», «Сантио» и порт «Нуйямаа», основывается на законе «О пограничной охране», согласно которому правительство Финляндии «может принимать решение о временном или постоянном закрытии пункта пропуска, если это необходимо для предотвращения серьезной угрозы общественному порядку, внутренней безопасности или здоровью населения».
Такие действия вызвали резкую реакцию в Москве. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что попытки Финляндии переложить на Россию ответственность за ситуацию, сложившуюся после закрытия КПП на границе, являются неуклюжими оправданиями. «Еще раз ответственно заявляем: никаких предварительных консультаций с российской стороной относительно закрытия пунктов пропуска не проводилось. Мы были поставлены перед фактом», — говорилось в сообщении, опубликованном на сайте МИД РФ.
При этом послу Финляндии в России Антти Хелантере, которого вызвали на Смоленскую площадь, было указано на нарушение властями в Хельсинки прав и интересов не только россиян, но и граждан Финляндии.
Законопроект «О выдворении» был передан на рассмотрение парламента правительством Финляндии еще в марте этого года. Он гласит, что власти страны получают право ограничивать прием заявлений о международной защите, чтобы обеспечить суверенитет и безопасность страны.
Это вызвало возражения со стороны юридических экспертов и конституционного комитета парламента, по мнению которых, отказ предоставить убежище нарушает права человека, закрепленные в конституции и международных соглашениях, которые обязалась соблюдать Финляндия.
Из-за этого процедура рассмотрения законопроекта затянулась почти на четыре месяца, а для его принятия требуется заручиться поддержкой квалифицированного большинства в парламенте — 5/6 от общего числа депутатов.
Финский премьер-министр Петтери Орпо еще в мае предположил, что если законопроект примут, то это позволит «осторожно открыть» границу с Россией.
Хотя глава МВД Финляндии Мари Рантанен на этой неделе заявила, что с ее точки зрения между открытием пунктов пропуска на границе с Россией и вступлением в силу закона «О выдворении» нет прямой связи, она также допустила, что вопрос открытия границ может быть рассмотрен, если ситуация позволит это сделать. При этом Рантанен отметила, что финские власти «постоянно оценивают ситуацию на границе».
Согласно опросу медиагруппы Uutissuomalainen, большинство финнов поддерживают закон «О выдворении», хотя и признают, что он противоречит международным соглашениям. По результатам исследования, в поддержку принятого решения выступило 62% граждан, против — 17%. Не определились с ответом 21% опрошенных.
Михаил Макаров