Как и ожидалось, добиться полного единства на конференции по Украине в швейцарском Бюргенштоке на «мирном саммите» не удалось. Констатировав этот факт, президент Швейцарии Виола Амхерд заявила, что ее страна готова организовать у себя новые встречи по урегулированию конфликта. Впрочем, по словам Амхерд, «остается один ключевой вопрос: как и когда Россия может быть включена в процесс?».
Между тем западные СМИ, анализируя прошедшую в Бюргенштоке конференцию, сошлись во мнении, что ее участники не смогли добиться прогресса по вопросу достижения мира. Кроме того, такие темы, как статус территорий, которые находятся под контролем армии России, в итоговом коммюнике «не отражены и оставлены на потом». Да и попытка изменить позицию стран Глобального Юга также успехом не увенчалась.
«Глобальный мирный саммит Владимира Зеленского в Швейцарии должен был продемонстрировать поддержку Киева международным сообществом и подчеркнуть изоляцию России. Получилось наоборот. Россию не пригласили. Китай не прислал делегацию. Другие крупные страны, которые могли бы повлиять на Кремль, включая Бразилию, Индию, Саудовскую Аравию, Южную Африку и ОАЭ, отказались подписать смягченное коммюнике», — отмечает британский журнал The Speactor в статье «Провал мирного саммита Зеленского».
О необходимости участия в обсуждении РФ много говорили зарубежные политики. И даже глава украинского МИД Дмитрий Кулеба заявил, что следующая международная конференция по Украине должна привести к завершению конфликта — к участию в ней пригласят Россию. Вопрос опять же в формате. Однако, по мнению Кулебы, начало переговоров может быть не прямым — а через посредников, по аналогии с обсуждением черноморской инициативы. Впрочем, в Москве эти рассуждения интереса не вызвали.
«Вы знаете, я перестал следить за тем, что заявляет украинский МИД. Там много было разных угроз, обещаний, требований. Заявления о том, как они хотят выходить из этого кризиса, я давно перестал уже читать. Анализировать их невозможно», — отметил журналистам глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.
Он напомнил, что озвученная Владимиром Путиным накануне швейцарской встречи инициатива о принципах разрешения конфликта была далеко не первой, а также отметил, что в России надеются, что на Западе еще есть политики, которые понимают, что после каждого неудавшегося этапа урегулирования Украина теряла территории.
«Сейчас мы вышли к очередному, уже четвертому, по сути дела, предложению со стороны России, в виде инициативы президента Путина от 14 июня. Пусть делают выводы», — подчеркнул Лавров.
То, что условия России по урегулированию конфликта на Украине будут меняться в зависимости от ситуации «на земле», подтвердил и Владимир Путин во время общения с журналистами в ходе визита во Вьетнам.
По его словам, Россия готова ответить на предложение о переговорах по Украине «хоть завтра». И не важно, где они могут состояться — «в Минске, в Стамбуле или в Швейцарии»: предложения Москвы «лежат на столе».
От переговоров Киев отказывается, поскольку там «заинтересованы в том, чтобы наши войска оставались на этих территориях, потому что не заинтересованы в проведении выборов». Однако, полагает Путин, долго оставаться у власти Владимир Зеленский все равно не сможет.
«Просто на Западе не хотят его сейчас менять, время не подошло… На него повесят все непопулярные решения, в том числе понижение призывного возраста, и все, потом поменяют. Я думаю, что это будет где-то в первой половине следующего года», — отметил глава государства.
Также президент прокомментировал события под Харьковом, вновь пояснив, что целей подхода к этому городу у ВС РФ сейчас нет.
«Что касается харьковского направления, то я еще полгода назад говорил о том, что, если обстрелы наших населенных пунктов приграничья будут продолжаться, мы будем вынуждены создавать зону безопасности, санитарную зону на украинской территории», — указал президент, назвав данное направление тактическим.
Однако, если ВСУ станут предпринимать попытки вытеснить оттуда российские войска, чтобы продемонстрировать Западу «крупный успех 2024 года», как того хотят американцы и европейцы, это будут «очень дорого стоить украинским вооруженным силам».
О возможных попытках Киева показать какие-то успехи на поле боя сказано было отнюдь не случайно.
«Аналитики уже усомнились в том, что Украина сможет провести крупные наступательные операции в этом году, даже если бы она получила больше финансовой помощи. В более отдаленной перспективе уменьшение поддержки со стороны Америки, скорее всего, заставит Украину уступить больше территорий», — отмечает газета The New York Times.
О скептических настроениях в США, как сообщают «Известия», также заявил в своем блоге на платформе Substack лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Херш. По его словам, это связано со значительным материальным и людским превосходством России.
Также, со ссылкой на источник, расследователь рассказал о произошедших несколько дней назад окружении и взятии в плен сотен военных из элитной украинской 92-й штурмовой бригады — в то время, как западные СМИ говорили об успехах ВСУ.
Кроме того, Херш сообщил о якобы проводившихся между Россией и США секретных переговорах, в ходе которых в том числе обсуждались и возможные территориальные уступки Киева.
Между тем менее чем через месяц Вашингтон примет юбилейный саммит НАТО, который в том числе будет обсуждать помощь Украине. Как заявил генсек альянса Йенс Столтенберг, ожидается, что «европейские союзники по НАТО и Канада объявят о готовности оказать большую финансовую и военную поддержку». Также в США полным ходом идет президентская кампания, один из участников дал понять, что не одобряет масштабы американской поддержки Украины и намерен ее сократить. В связи с этим траты миллиардов долларов из бюджета на отступающие ВСУ изрядно портят имидж нынешнему хозяину Белого дома.
Чтобы не разочаровать союзников, Киеву надо показывать успехи. А значит, несмотря на положение цугцванга, придется делать ход. И он, похоже, уже определен.
По сообщениям ряда военкоров, ВСУ накапливают резервы в Харьковской области — за счет уже имеющих опыт подразделений, а также вновь сформированных из числа мобилизованных. И в ближайшее время нельзя исключить попытку контрнаступления.
Ирина Калинина