К сожалению, это история о том, как пройти меж двух огней, с одной стороны, обеспечивая безопасность жизни и здоровья граждан, а с другой — сохранность малого бизнеса.
В новых экономических условиях на МСП легла повышенная нагрузка, которую пытаются компенсировать расширением пространства для маневра. Озвученный еще Дмитрием Медведевым во времена президентства постулат «хватит кошмарить бизнес» сейчас стал негласным руководством к действию. На многое смотрят сквозь пальцы: современным предпринимателям и без того тяжело.
Между тем, вопросы возникают системно — и не только в сфере питания.
Год назад СМИ облетела история про махачкалинку, скончавшуюся после процедуры по увеличению ягодиц у косметолога, которая окончила двухнедельные курсы, а до этого трудилась в сфере наращивания ресниц. Случай привлек к себе внимание, поскольку оказался летальным. А историй о том, когда люди получали ущерб здоровью и внешности в сомнительных косметических кабинетах и даже клиниках, вообще множество. То же самое касается некоторых тату-салонов, частных медицинских клиник, ветеринарий.
По большому счету, можно даже не перечислять конкретные сферы, в любой — от производства мебели до оказания образовательных услуг — потребитель может столкнуться с обманом, срывом сроков, некачественным исполнением.
Обычной практикой стал тщательный сбор отзывов перед тем, как обратиться к кому-то за услугой. С одной стороны, это нормально, с другой — не совсем. У нас есть закон о защите прав потребителя, который работает достаточно хорошо, и судопроизводство, действующее довольно слаженно. При наличии желания и времени можно оставить правоту за собой, вернуть деньги, компенсировать полученный ущерб.
Возникает только вопрос, почему потребитель заведомо поставлен в ситуацию лохотрона, который может закончиться судом? Почему кейс, который должен быть частным и из ряда вон выходящим, все больше превращается в общее правило? Ответ прост: потому что предприниматель не несет почти никакой ответственности за оказание некачественной услуги и имеет от любого греха и напасти какую-то колоссальную индульгенцию.
Да, по конкретной претензии он выплатит штраф (возможно), но на практике это никак не сказывается на его дальнейшей деятельности, он спокойно продолжает оказывать некачественные услуги — кто-то дойдет до суда, кто-то нет. На ту же «Кухню на районе», как выяснилось, уже поступало немало жалоб, но в проблему это превратилось только тогда, когда началась массовая госпитализация.
Как-то мы неправильно оцениваем масштаб проблем, требующих государственного вмешательства. Невольно вспоминается поговорка про пожар и брандспойт.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»