Posted 19 июня, 11:04
Published 19 июня, 11:04
Modified 20 июня, 04:10
Updated 20 июня, 04:10
Международный военно-морской салон (МВМС-2024), открывшийся в среду в Санкт-Петербурге, проходит на фоне заметного обострения международной обстановки на Балтике. НАТО одно за другим проводит крупнейшие морские учения в регионе, не скрывая, что они направлены на «сдерживание русских».
При этом на Западе вновь звучат призывы перекрыть России выход в Балтийское море. Эта тема, похоже, становится «идеей фикс» для ряда политиков из скандинавских и прибалтийских стран, наиболее недружественно настроенных по отношению к нашей стране. Учитывая то значение, которое для РФ имеет свободный доступ к ее портам на Балтике, включая Большой порт Санкт-Петербурга, Усть-Лугу, Приморск и Высоцк, такие угрозы не могут остаться без ответа. Неслучайно одна из первых новостей с МВМС после начала его работы касалась перспектив перевооружения отечественного Военно-морского флота.
Контекст: что и когда можно увидеть на МВМС. Местом проведения Международного военно-морского салона, который проводится уже двенадцатый раз, второй год подряд выбран Музей военно-морской славы и конгрессно-выставочный центр на территории туристско-рекреационного кластера «Остров Фортов» в Кронштадте. Участие в МВМС-2024 подтвердили более 210 делегаций из 15 стран. Для свободного посещения салон будет открыт 22 и 23 июня с 10:00 до 18:00. Тематика салона в этом году включает в себя кораблестроение и судостроение, оружие и вооружение, системы боевого управления, навигации и связи, корабельные энергетические установки, а также морскую авиацию и инфраструктуру обеспечения. Важной частью мероприятия призвана стать демонстрация боевых кораблей и судов ВМФ России. У причальной стенки размещены две большие подводные лодки классов «Варшавянка» и «Лада», а также корвет проекта 20380, а также еще целый ряд надводных кораблей. Для демонстрации также подготовлены пусковые установки береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион». Также в рамках салона 19, 21 и 23 июня запланированы показательные выступления пилотажной группы «Русские витязи».
На 20 июня — следующий день после открытия МВМС-2024, запланировано завершение крупнейших учений НАТО Baltops-24, которые с 5 июня проводятся в Балтийском море. В них участвуют более 50 кораблей, 80 самолетов и вертолетов, а также 9 тысяч военнослужащих из 20 стран Североатлантического альянса.
В маневрах принимают участие боевые корабли Франции, Нидерландов и Испании, а также подводная лодка ВМС Германии. С воздуха их прикрывают боевые вертолеты Польши и США, истребители Турции и Португалии. Морская пехота Великобритании отработала высадку на побережья Швеции и Латвии, при поддержке систем залпового огня HIMARS.
Эти учения организованы для «демонстрации способности НАТО защитить Балтийское море от любой угрозы». Подобная риторика усилилась после присоединения к НАТО Швеции и Финляндии, в результате чего Балтийское море, за исключением калининградского побережья и Финского залива, оказалось окружено странами Альянса.
Стоит также напомнить, что всю весну этого года шли крупнейшие после окончания холодной войны учения НАТО под названием Steadfast Defender 2024 («Стойкий защитник — 2024») с участием около 90 тысяч военнослужащих, которые затронули территорию ключевых европейских стран, включая Германию, Великобританию, Норвегию, Финляндию, Польшу, Эстонию, Латвию, Литву, Грецию, Венгрию, Румынию, Словакию и Швецию. Натовское командование при этом также уделило особое внимание военно-морской компоненте учений, в которой было задействовано более 50 кораблей — от эсминцев до авианосцев.
Для выпадов в адрес России используются самые разнообразные поводы. «РосБалт» подробно писал про громкий скандал, связанный с аварией трубопровода Balticconnector в октябре прошлого года, когда еще до выяснения причин случившегося на Западе начали выдвигаться версии, что к инциденту «так или иначе причастна Москва». И хотя довольно быстро выяснилось, что РФ не имеет к этому инциденту никакого отношения, страсти по инерции продолжали накаляться, и дело тогда дошло до вброса идеи перекрыть России возможность свободного судоходства по Балтийскому морю.
В следующий раз эта же угроза громко прозвучала в начале мая этого года, когда ежегодный альманах Сил обороны Эстонии опубликовал призыв их главнокомандующего Мартин Херема заблокировать Балтику для российского флота. «Нам необходимо продолжать адаптироваться и принимать трудные решения. Вместе с только что вступившими в НАТО Польшей, Швецией и Финляндией мы должны быть готовы решить одну из наших ключевых проблем — возможную блокаду в Балтийском море», — прямо заявил Херем. По его словам, для этого у Эстонии есть все необходимые ресурсы, «как морские мины, так и противокорабельные ракеты».
Тем временем в соседней Финляндии в должность президента вступил крайне жестко настроенный по отношению к РФ политик Александр Стубб, который сразу же заявил, что «нужно отбросить как иллюзию», что Россия когда-либо станет либеральной демократией. Стубб также подчеркнул, что восстановление политических отношений Хельсинки с Москвой возможно только после завершения боевых действий на Украине. (Подробнее об этом читайте здесь: «Чем грозит России Александр Стубб, избранный президентом Финляндии»).
Явный курс на милитаризацию Швеция взяла еще в начале 2015 года, начав наращивать военные расходы. Кроме того, с 2018 года в королевстве был восстановлен призыв в армию, отмененный восемью годами ранее (причем это решение было принято на референдуме, что говорит о настроениях в обществе).
После начала российской военной операции на Украине Швеция, как и Финляндия, решила окончательно отказаться от политики нейтралитета и вступить в НАТО. После этого Стокгольм занял открыто враждебную позицию по отношению к России, войдя в число стран, откуда звучат наиболее резкие выпады в ее адрес.
Нельзя не учитывать, что хотя численность населения в Швеции не превышает 10 млн человек (как два Петербурга), эта страна содержит довольно мощную армию. Еще важнее, что там хорошо развита военная промышленность — Швеция одна из немногих стран мира, самостоятельно производящая широкий спектр военной техники, включая самолеты, корабли, подлодки, бронетехнику, ракетные и артиллерийские установки.
24 апреля этого года агентство Bloomberg опубликовало материал под заголовком «Швеция готовится к ударам по энергетике в случае войны». Там говорилось о том, что правительство в Стокгольме «обращает внимание на то, как идет конфликт России и Украины, и готовится соответствующим образом», модернизируя и защищая свои мощности по генерации электроэнергии. Кроме того, шведские власти резко увеличили расходы на гражданскую оборону — в бюджете на 2024 год на эти цели выделено в три раза больше денег, чем это было до начала СВО.
Стокгольм, заявив о «растущей милитаризации» России, использовав это как повод для начала обсуждения идеи укрепления обороны острова Готланд, занимающего стратегическое положение в Балтийском море. 12 марта этого года британская газета Financial Times сообщила, что шведский премьер-министр Ульф Кристерссон решил обсудить этот вопрос с союзниками по НАТО.
Готланд находится между Латвией и Швецией в непосредственной близости от морского пути между Санкт-Петербургом и Калининградом. Хотя остров был демилитаризован в 2005 году, через десять лет Швеция решила разместить там постоянную военную базу, численность гарнизона которой увеличивалась уже дважды — в 2018 и 2022 годах.
В НАТО отмечали, что вступление Швеции позволит Альянсу установить стратегический контроль над воздушным и морским движением на юге Балтийского моря. При этом Готланд, который принято называть «непотопляемым авианосцем», в случае возможного конфликта с Россией должен использоваться для поддержки обороны Эстонии, Латвии и Литвы.
Возможное перекрытие морских путей на Балтике нанесло бы нашей стране серьезный экономический ущерб из-за фактической блокады портов, прежде всего, в Санкт-Петербурге и Усть-Луге. Также это крайне осложнило бы транспортную связь с Калининградской областью, не имеющей сухопутной границы с основной территорией РФ.
При этом балтийские порты играют все более важную роль для России. В первую очередь, это касается морского торгового порта Усть-Луга, расположенного в Кингисеппском районе Ленинградской области. Он начал работу с открытия в декабре 2001 года угольного терминала, а к началу 2020-х годов стал крупнейшим портом на Балтике, и вторым по величине в РФ после Новороссийска. К примеру, если в 2022 году через терминал КТК и порт Новороссийска суммарно было отгружено 100,3 млн тонн нефти и нефтепродуктов, то из Усть-Луги на экспорт ушло 60 млн тонн.
Что касается Большого морского порта Санкт-Петербурга (БМПСПб), то объем перевалки там еще в прошлом году приблизился к докризисным показателям. В целом грузооборот морских портов Балтийского бассейна во втором квартале 2023 года составил 129,8 млн тонн, при этом на долю Усть-Луги пришлось 61,6 млн тонн, Приморска — 34,2 млн тонн, БМПСПб — 22,4 млн тонн, Высоцка — 6,5 млн тонн.
Правительство России активно содействует оживлению грузоперевозок через порты Северо-Западного федерального округа. В частности, по поставкам продукции лесопромышленного комплекса компенсируется до 100% затрат на транспортировку.
Президент РФ Владимир Путин заявлял, что вступление Финляндии и Швеции в НАТО не создает «непосредственной угрозы» для России, но предупредил, что Москва отреагирует на расширение блока, исходя из угроз, которые «будут создаваться».
Глава МИД России Сергей Лавров пообещал, что РФ развернет дополнительные силы в связи с расширением НАТО. «У нас уже принято организационное решение: создан Московский военный округ, Ленинградский военный округ, там будут расположены, размещены, развернуты дополнительные вооружения, которые будут адекватны тем угрозам, которые могут появиться на территории Финляндии и Швеции», — отметил он.
В октябре 2023 года замглавы МИД РФ Александр Грушко, отметив, что некоторые западные политики «мечтают превратить Балтийское море во внутреннее озеро НАТО», заявил, что «этого не будет никогда».
3 апреля 2024 года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что попытки ограничить проход судов в Балтийском море будут расценены «как очередной недружественный шаг, за которым неизбежно последуют жесткие ответные меры».
Неслучайно одной из первых новостей после открытия МВМС-2024 стало известие о том, что тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 (такого же, как «Петр Великий») после ремонта и модернизации будет передан Военно-морскому флоту в 2026 году. Об этом ТАСС сообщил источник, близкий к ВМФ.
Днем ранее главнокомандующий ВМФ России адмирал Александр Моисеев рассказал журналистам, что в состав флота до конца текущего года войдет 12 кораблей, в том числе корабли 1-го ранга, корабли дальней морской зоны, а также атомный подводный крейсер «Князь Пожарский». Также он отметил, что в 2024 году планируется завершить испытания малых ракетных кораблей, которые проходят на Балтике и Каспийском море, и также принять их в состав ВМФ.
Михаил Макаров