Posted 18 июня, 15:27

Published 18 июня, 15:27

Modified 20 ноября, 05:13

Updated 20 ноября, 05:13

Банки, деньги и обманутые петербуржцы

18 июня 2024, 15:27
Как кредитные учреждения дурят своих клиентов.

Обманы с кредитными продуктами и навязывание страховок становятся приметами нашего времени. Чем может закончиться безобидный поход в банк и как установить приложение на телефон, чтобы не попасть в долговую кабалу, выяснял «РосБалт».

Кредитка «в подарок»

Из-за санкций установить на смартфон мобильные приложения банков стало намного сложнее. Особенно — владельцам «яблочной» продукции. С таким случаем столкнулась петербурженка, обратившаяся в редакцию «РосБалта». Ей пришлось посетить отделение банка, взять талон и при помощи сотрудника стать обладателем заветного приложения. Однако все пошло не так гладко, как представлялось на первый взгляд: выяснилось, что после установки программного обеспечения «в подарок» можно получить кредитную карту.

«Я пришла в банк за приложением, а в итоге ушла с кредиткой, хотя у меня есть дебетовая карта, при помощи которой можно все активировать и спокойно пользоваться мобильной версией. Сотрудница, которая решала мой вопрос, уверяла, что без кредитного предложения такую процедуру провести невозможно, подкрепляя свои слова тем, что всем ранее пришедшим клиентам она установила приложение только благодаря кредитке. Примечательно, что на мой отказ оформлять карту менеджер заявила, что уже подала заявку и отказаться нельзя, но зато можно будет закрыть кредитку через месяц», — рассказала клиентка одного из самых крупных российских банков.

Специалист компании «Кредитград» Светлана Казаринова объяснила «РосБалту», что подобные ситуации случаются часто. Но есть и хорошая новость — для того, чтобы избавиться от кредитного продукта, ждать месяц не обязательно.

«От него можно отказаться сразу — на этапе оформления. Для этого необходимо набрать единый номер банка и оставить заявление. Конкретно в этой ситуации менеджер просто воспользовалась своим положением. По ее логике, это даже нельзя назвать навязыванием услуг — это просто выполнение плана. К сожалению, в любых сферах продаж есть свои плановые нормативы. Может, у сотрудницы стоит вопрос премии, отпуска или ей нужно остаться именно в этом отделе, поэтому она и злоупотребила своим служебным положением. Так делают довольно часто представители разных банков», — пояснила эксперт.

Она отметила, что даже специалисты банковской сферы попадают в такие ситуации.

«Я тоже стала жертвой выполнения плана. Мне добровольно-принудительно выпустили кредитную карту с большим лимитом — почти 600 тысяч рублей. Выпуск такой карты одновременно означал проблемы с получением ипотечного кредита, потому что нагрузка считается не от того, сколько денег ты снял, а сколько можешь снять, то есть — от возможности, которая есть. Я предупредила сотрудников, что мне не нужно открывать никакие предложения в виде карт, однако через несколько дней я обнаружила у себя кредитку. Почему это происходит? Потому что это эксцесс исполнителя. Мы не можем здесь ругать всю систему. Тут нужно „хватать за руку“ конкретного менеджера и писать жалобу», — посоветовала специалист.

При этом, следует помнить, что кредитная карта закрывается после поступления заявки на отказ, однако из бюро кредитных историй она «исчезает» достаточно долго — от 45 дней.

«Это связано с тем, что сама процедура закрытия внутри банка требует определенного времени. Но этот этап не представляет никаких угроз, проценты никто списывать не будет», — подытожила эксперт.

Хитрая страховка

Помимо навязывания ненужных продуктов, банковские сотрудники грешат еще одной привычкой — предлагать «уменьшающую» проценты страховку.

«Она делает уровень ставки по основному продукту непонятным. Например, ваш кредит выдается под условные 25%, а вам говорят, что страховка уменьшит этот процент — и вы соглашаетесь. Однако проценты просто „заворачиваются“ в страховку (она ведь тоже имеет свою цену), а у клиента нет базы для сравнения, нет четкого понимания параметров займа. Центробанк сейчас активно борется с этой практикой, заставляет банкиров указывать полную стоимость кредита», — пояснила специалист.

Важно понимать, что от страховки тоже можно отказаться. В этом случае клиент получает чистую стоимость кредита, без «раскидывания» по разным продуктам.

«Плюс ко всему, нужно понимать, что, если появится возможность закрыть кредит досрочно, заплатить нужно будет только за тот срок, в течение которого человек им пользовался. Например, кредит брался на пять лет, а вы за год его закрыли — в таком случае проценты платятся только за год. Со страховкой дела обстоят намного интереснее — она рассчитана на пять лет вперед, поэтому при досрочном погашении или рефинансировании назад вам деньги никто не вернет», — объяснила специалист.

Арина Кулешова

Подпишитесь