Попытки найти дипломатическое решение вооруженного конфликта на Украине явно вступают в новую фазу — это хорошо видно по реакции международного сообщества на завершившийся накануне швейцарский саммит, созванный по инициативе Киева. В этот понедельник первополосные материалы многих мировых СМИ в той или иной интерпретации доносят один и тот же посыл — президенту Украины Владимиру Зеленскому не удалось заручиться поддержкой ряда ключевых стран Глобального Юга и добиться полной изоляции России.
Вот, к примеру, заголовки двух передовых статей:
В первом случае, это обзор американского информационного агентства Bloomberg, во втором — редакционная статья китайского официального англоязычного издания Global Times (GT). Редкий случай, когда два этих СМИ дают схожие оценки, причем у западного формулировки даже жестче по отношению к Киеву, чем у китайского.
Контекст: 15–16 июня в Швейцарии на курорте Бюргеншток неподалеку от города Люцерн прошла международная конференция по Украине. На нее было приглашено 160 стран, однако участвовала только 101 делегация. Итоговое коммюнике подписали 78 стран итоговое, 15 отказались (в их числе Индия, Саудовская Аравия, ЮАР, Индонезия, Армения, Словакия, Ватикан). Вместо президента США Джо Байдена в первом дне саммита приняла участие вице-президент Камала Харрис, которую в воскресенье сменил советник Белого дома по нацбезопасности Джейк Салливан. Председатель КНР Си Цзиньпин и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва приехать в Бюргеншток отказались. Также отказались от участия Пакистан, Египет, Алжир, Вьетнам, Иран. Россию на мероприятие не пригласили.
Проблема неучастия России в швейцарском саммите стала темой для широкого обсуждения. При этом де-факто сложился консенсус вокруг точки зрения, что искать варианты путей выхода из ситуации в украинском конфликте без участия Москвы абсолютно нелогично и бесперспективно. Кстати, именно с такой позиции выступают и в Кремле. Кроме того, Китай отказался отправить делегацию в Швейцарию, мотивируя это как раз тем, что без участия России подобное мероприятие не имеет смысла.
В итоге о том, что «любые серьезные переговорные процессы нуждаются в присутствии России», в Бюргенштоке говорили далеко не только представители стран Глобального Юга (процитировано высказывание главы МИД Саудовской Аравии Фейсала ибн Фархан Аль Сауда). Канцлер Германии Олаф Шольц прямо заявил, что «без России нельзя достигнуть мира на Украине». Глава Евросовета Шарль Мишель также полагает, что «мир между Украиной и Россией требует диалога сторон, но Киеву решать, когда его можно будет начать».
Так что даже глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба после завершения конференции вынужден был признать: «Конечно, мы прекрасно понимаем, что придет момент, когда нужно будет говорить с Россией». По его словам, так как для завершения конфликта за столом переговоров нужны обе стороны, представителей РФ планируется пригласить на следующий саммит, «путь к проведению которого», по призыву Зеленского, должен занять «месяцы, а не годы».
Кроме того, как передает РИА Новости, уполномоченный Верховной рады по правам человека Дмитрий Лубинец сообщил, что некоторые страны, которые «традиционно имеют хорошие отношения с Россией», на саммите в Швейцарии впервые предложили Киеву свои каналы коммуникации с Москвой.
Напомним, что президент РФ Владимир Путин, выступая 7 июня на пленарной сессии XXVII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024), заявил, что хотя исполнительная власть на Украине утратила легитимность и власть в Киеве узурпирована, Россия все же готова искать, с кем вести диалог. При этом конкретную переговорную позицию глава государства сформулировал 14 июня во время выступления в МИД РФ, подчеркнув, что Россия заинтересована не в заморозке конфликта, а в его полном прекращении.
Другое дело, что, в случае отказа Киева от сделанного Путиным предложения, «следующие условия, при которых может быть достигнут мир и подписано некое мирное соглашение, будут для Украины более сложными и более жесткими». Об этом в понедельник в интервью ТАСС заявил директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин.
В итоговом коммюнике саммита, обнародованном агентством Reuters, согласованы формулировки по трем пунктам:
При этом в тексте подчеркивается, что достижение мира требует участия и диалога между всеми сторонами. В связи с этим, по оценке западных СМИ, у Украины не вышло добиться того, чтобы участники саммита солидарно предъявили России некий дипломатический ультиматум.
«Президенту Украины Владимиру Зеленскому не удалось привлечь на свою сторону ряд ключевых стран Глобального Юга на двухдневном саммите в Швейцарии, что бросило тень на его стремление расширить поддержку в борьбе против России», — пишет по этому поводу Bloomberg.
Кроме того, западные СМИ указывают, что Киев даже не стал пытаться поднимать более сложные вопросы, в том числе о том, как может выглядеть послевоенное урегулирование для Украины или о том, есть ли у нее перспектива присоединиться к НАТО.
На фоне обтекаемых формулировок, прозвучавших в Бюргенштоке, с неожиданно резким заявлением выступил генсек НАТО Йенс Столтенберг. По его словам, Североатлантический альянс ведет переговоры о размещении большего количества ядерного оружия, выводе его из мест хранения и переводе в режим ожидания «перед лицом растущей угрозы со стороны России и Китая».
В интервью британской газете Telegraph Столтенберг рассказал, что между членами Альянса уже идут прямые консультации по использованию ядерного арсенала в качестве сдерживающего фактора. «Я не буду вдаваться в оперативные подробности о том, сколько ядерных боеголовок должно быть в боевой готовности, а какие оставаться на хранении, но нам необходимо консультироваться по этим вопросам. Именно этим мы и занимаемся», — заявил он.
Отметив, что «целью НАТО, конечно, является мир без ядерного оружия», Столтенберг, вместе с тем, подчеркнул, что «мир, в котором Россия, Китай и Северная Корея имеют ядерное оружие, а НАТО — нет, является более опасным».
Как можно предположить, такое ужесточение риторики со стороны НАТО неминуемо вызовет ответную реакцию России и Китая, что может затормозить наметившееся сближение позиций и перспективы успешного проведения второго саммита по Украине.
Михаил Макаров