Поворот европейской политики вправо, о котором говорили последние месяцы, состоялся. На выборах в Европарламент (ЕП) консервативные силы сумели добиться значительного успеха практически во всех ведущих странах ЕС. И хотя большинство в ЕП сохранила более умеренная Европейская народная партия (христианские демократы), что скорее всего позволит Урсуле фон дер Ляйен переизбраться на пост главы Еврокомиссии, итоги избирательной кампании уже признаны настоящим политическим землетрясением, последствия которого окажутся куда более значительными, чем простое перераспределение депутатских мандатов между разными фракциями.
Достаточно сказать, что президент Франции Эммануэль Макрон под впечатлением от хода подсчета бюллетеней внезапно объявил о роспуске Национального собрания (нижней палаты французского парламента) и назначил на 30 июня досрочные выборы, чтобы хоть как-то спасти свою партию «Возрождение» от окончательного провала. Похожим образом обстоят дела и в другой важнейшей стране ЕС — Германии, где ультраправые оттеснили Социал-демократическую партию нынешнего канцлера Олафа Шольца на третье место.
Все это в итоге неминуемо скажется на курсе общеевропейской внешней политики, в том числе по вопросам, касающимся продолжения санкционного давления на Россию и подходов к урегулированию вооруженного конфликта на Украине.
Контекст. Выборы в Европарламент созыва 2024–2029 годов прошли во всех странах — участницах Евросоюза с 6 по 9 июня. Наибольших успехов на них добились националисты-евроскептики, что уже заставило ряд комментаторов поднять вопрос о способности руководства в Брюсселе контролировать внутриполитическую обстановку в Евросоюзе. Во Франции «Национальное объединение», близкое к Марин Ле Пен, набрало почти треть голосов. Движение «Братья Италии» премьер-министра Джорджии Мелони также резко набрало вес, получив поддержку более четверти итальянских избирателей. Ультраправая «Альтернатива для Германии» набрала 15,9% голосов, пропустив вперед лишь блок ХДС/ХСС (30,2%), при том, что СДПГ (партия Шольца) откатилась на третье место, сумев собрать всего 13,9% голосов. До конца года важнейшие выборы пройдут еще в двух странах G7 — парламентские в Великобритании, которые почти неминуемо приведут к краху кабинета Риши Сунака, и, наконец, президентские в США, где исход противостояния Джо Байдена и Дональда Трампа до сих пор столь же непредсказуем, как и его возможные последствия для всего мира.
С открытием торгов в понедельник сразу же упала французская биржа, шокированная решением Макрона о досрочных парламентских выборах (последний раз Национальное собрание распускалось президентом Жаком Шираком в 1997 году). Инвесторы, и без того сомневавшиеся в надежности национальных ценных бумаг, получили дополнительный повод для их распродажи. Индекс CAC 40, который отслеживает котировки крупнейших компаний, торгующихся на бирже Euronext в Париже, рухнул сразу на 2,4%, при этом больше всего пострадали акции ведущих французских банков — они потеряли целых 9%. Общеевропейский фондовый индекс Stoxx 600 также снижается на 0,9%.
Доходность десятилетних французских облигаций выросла до самого высокого уровня за год, а курс евро к доллару упал до месячного минимума в $1,0733 и достиг 21-месячного минимума по отношению к фунту стерлингов.
Новый удар по рынкам последовал после того, как в мае международное агентство Standard & Poor's понизило рейтинг суверенного долга Франции, выразив опасения насчет способности нынешнего французского правительства сбалансировать госбюджет.
«Инвесторы не разделяют склонность Макрона к риску. Его храбрость неоспорима, но реакция на итоги выборов похожа на удвоение ставки после проигрыша в плохой игре», — цитирует Bloomberg старшего макроэкономического стратега Rabobank Стефана Купмана.
Если крайне правая партия «Национальное объединение» получит большинство на парламентских выборах во Франции (а такое развитие событий выглядит вполне вероятным) президент Макрон де-факто останется без права голоса во внутренних делах.
Политическая неопределенность, в которую Макрон погрузил Францию, распустив Национальное собрание, лишь усиливает остроту противостояния в его давней борьбе с крайне правой соперницей Марин Ле Пен. Вместе с тем, неожиданный шаг дает Макрону последний шанс одолеть Ле Пен перед президентскими выборами 2027 года, на которых он уже не сможет баллотироваться из-за ограничений по срокам. Так что он делает ставку ва-банк, в расчете, что французские избиратели опомнятся и, как это уже бывало прежде, сплотятся против Ле Пен, чтобы не допустить ее к власти.
Если план Макрона провалится, то главой правительства сможет стать представитель «Национального объединения», которое уже назвало кандидатом на этот пост своего номинального лидера — 28-летнего крайне амбициозного политика Жордана Барделлу, противника нелегальных мигрантов и однополых браков. Понятно, что Макрону не доставит никакой радости работать с таким премьером три года, которые ему еще предстоит провести на президентском посту. При этом, как пишет Le Figaro, Барделла уже призвал Макрона «принять к сведению новую политическую ситуацию».
Канцлер Германии Олаф Шольц отклонил призывы распустить Бундестаг, несмотря на провал его партии — на выборах в Европарламент СДПГ показала наихудший результат в своей истории. «Выборы назначены на осень следующего года, и мы планируем провести их, как и планировалось, идея о переносе не возникала», — приводит слова Шольца Financial Times.
Тем временем немецкая пресса хвалит Макрона за проявленное политическое мужество и остро критикует своего канцлера за то, что он продолжает цепляться за власть даже после полного разгрома. С той же позиции выступил влиятельный премьер Баварии Маркус Зедер, представляющий ХДС/ХСС. По его мнению, правящей в Германии коалиции, по сути, пришел конец, так что теперь нужно поступить как во Франции — распустить парламент и идти на новые выборы.
Россия внимательно наблюдает за расстановкой сил в Европарламенте, заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Мы видим динамику на повышение популярности правых партий. Это видно невооруженным взглядом», — цитирует его агентство ТАСС. Вместе с тем, по оценке Пескова, большинство в ЕП по-прежнему останется проевропейским и проукраинским.
Что касается успеха партии Ле Пен и роспуска Национального собрания, то представитель Кремля назвал это внутренним делом Франции, подчеркнув, что Россия, «вопреки широко иногда распространенной в Европе и Америке клевете», не вмешивается во внутренние дела других стран.
Тем не менее, Песков рассказал, что в Кремле будут внимательно наблюдать за последствиями идущих событий, «тем более принимая во внимание, скажем так, пока что чрезвычайно недружественный и даже враждебный настрой к нашей стране французского руководства».
Зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев призвал Макрона и Шольца уйти в отставку, отметив, что результаты выборов в ЕП отправляют их «на свалку истории».
В то же время издание Politico статью о реакции Москвы озаглавило так: «Россия высмеивает Макрона после поражения на выборах в ЕС».
Михаил Макаров