В последние пару лет было много разговоров о дедолларизации — члены БРИКС переводили торговые и финансовые операции в национальные валюты, а азиатские центральные банки скупали золото.
Внезапная инициатива Дональда Трампа по введению санкций против стран, отказывающихся от доллара, могла создать ощущение, что цель постепенно достигается и гегемон теряет власть. Но на самом деле до этого еще далеко.
Несмотря на растущий долг в США и геополитические трудности в целом, число центральных банков, готовых увеличить долю доллара в своих резервах в 2024 году, растет. И причина тому — жесткая монетарная политика ФРС. Более высокие процентные ставки, как правило, привлекают иностранные инвестиции, повышая спрос на валюту страны и ее стоимость.
В то же время спрос на юань снизился. Около 12% из 73 ЦБ, опрошенных OMFIF, планируют сократить свои запасы CNY в ближайшие 12-24 месяца по сравнению со всего лишь 3% в 2023 году. С одной стороны, это связано с опасениями эскалации между США и Китаем, а с другой — доходность десятилетних облигаций в Китае составляет около 2,3% по сравнению с 4,5% в США.
Что, если доллар потеряет статус резервной валюты? Если это и произойдет, то не в ближайшие пару лет. Доллар по-прежнему остается самой торгуемой валютой в мире — более 88% валютных сделок совершается с его участием.
Но даже если его доля продолжит снижаться, это не приведет к концу света. Так, замена фунта на доллар в 50-х годах не обрушила ни британские облигации, ни экономику страны.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan